Накануне 175-летия со дня рождения выдающегося русского художника, главного организатора и идейного вдохновителя Товарищества передвижников И.Н. Крамского актуален вопрос о сохранении традиций жанровой картины в современной живописи
Крамской родился 8 июня (27 мая по старому стилю) 1837 года в уездном городе Острогожске Воронежской области «от родителей, приписанных к мещанству», как он сам писал в своих воспоминаниях. В 1849 году будущий художник окончил Острогожское училище с похвальным листом, а в 1853 году, с ранних лет проявляя навыки талантливого рисовальщика, поступил учеником к местному иконописцу. Год спустя Крамскому представилась возможность резко изменить свой жизненный уклад. Приехавший в Воронеж для съёмки военных учений харьковский фотограф высоко оценил умение юноши ретушировать фотографии и предложил наняться к нему ассистентом. Увлечённый перспективой путешествий и новых впечатлений, Крамской с готовностью соглашается и отправляется в своё первое «передвижничество» по России.
В 1857 году Крамской приезжает в Петербург и, не имея систематического художественного образования, осмеливается держать экзамены в Императорскую академию художеств. Талант, помноженный на веру в себя, позволяет ему с первого раза добиться успеха. Молодой автор не мог и представить, что через шесть лет нарушит размеренную жизнь академии знаменитым «бунтом 14-ти». Тогда, в 1863 году, увлечённые либеральными реформами и стремившиеся к активному участию в общественной жизни четырнадцать художников выпускного класса во главе с Крамским отказались от написания дипломных работ на традиционные скучные мифологические сюжеты и, не найдя понимания у профессуры, покинули академию.
В 1865 году Крамской, убеждённый, что личный потенциал художника ярче раскрывается именно в коллективе, объединяет молодых живописцев Северной столицы в артель в духе коммун, описанных Н. Чернышевским в романе «Что делать?». Однако артель только частично оправдывает надежды Крамского. Сам человек высоких нравственных принципов, он глубоко переживает попытки отдельных художников скрыть доходы от продажи картин, их нежелание принимать участие в общественной деятельности. В 1870 году Крамской уходит из артели, но уходит не разочарованный, а всецело увлечённый идеей своего товарища Г. Мясоедова создать единое московско-петербургское общество художников для организации совместных выставок. Не только одарённый мастер, но и человек широкого ума, с прочной гражданской позицией, обладающий к тому же литературными способностями и имеющий опыт организатора, Крамской берётся за написание устава будущего объединения, став с самого начала и оставаясь до последних лет жизни его идеологом, вдохновителем и руководителем. Во многом благодаря усилиям Крамского в 1871 году в Петербурге открылась первая выставка организации, навсегда вошедшей в историю русской и мировой живописи под названием «Товарищества передвижных художественных выставок».
Убеждение Крамского, что через общее ярче проявляется индивидуальное, полностью подтвердилось на примере участников товарищества. Регулярность выставок с неизменным правилом показывать на них только новые произведения стала огромным стимулом для всех художников объединения. Именно в товариществе Крамской создаёт картины «Христос в пустыне» (1872), «Полесовщик» (1874), «Некрасов в период «Последних песен»» (1878), «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884), а также выполняет портреты П. Третьякова, И. Шишкина, Л. Толстого, которые вошли в золотой фонд русской живописи.
Наследие Крамского богато не только его живописными произведениями. Художник оставил потомкам интереснейшие дневники-размышления, из которых видно, что ему была крайне небезразлична будущность русского искусства, волновало, кто станет преемником высоких идеалов в живописи и продолжателем традиций жанровой картины.
Спустя больше века со дня смерти великого передвижника в 1887 году эти вопросы звучат всё так же остро и актуально. Примечательно, что в современной художественной России есть те, кто готов на них отвечать.
В январе 2012 года в Брянске при информационной поддержке «ЛГ» взяла старт передвижная выставка «Союз русских художников. Новое время». Это объединение было создано четыре года назад по прообразу Союза русских художников, существовавшего в России в начале ХХ века и пришедшего, кстати, на смену передвижникам. Сегодня организация объединяет ведущих художников-реалистов и решает задачи по сохранению традиций реалистической школы живописи. Составленная преимущественно из жанровых картин, эта выставка официально посвящена 175-летию Ивана Крамского и в память заветов передвижников охватывает много городов, включая Липецк, Воронеж, Тамбов, Пензу, Саранск, Н. Новгород. Символично, что в мае выставка торжественно открылась в Воронежском областном художественном музее, носящем имя Крамского, где мне удалось побывать.
Вот запряжённые тройкой сани несутся морозным утром по улицам старой Москвы на картине С. Смирнова, гармонист в яркой рубахе смотрит на зрителей с холста М. Фаюстова; две актрисы о чём-то беседуют в гримёрной старого театра на полотне И. Каверзнева. Все эти произведения помимо высокого уровня исполнения объединяет ещё одно – их мотивы либо родом из прошлого, либо не имеют печати времени в целом. Изображённое на работах действо могло быть и пять, и пятьдесят, и сто пятьдесят лет назад. Зритель открывает для себя дату только по подписи в правом нижнем углу. Все картины на выставке можно условно разделить на три темы: историческая, церковно-православная и бытовая. Что сегодня волнует современных мастеров жанра и правильно ли ожидать от них сюжетов, которые когда-то потрясали общество?
«Увязывать современность картины с изображением на ней сопутствующих предметов окружающей действительности, к примеру автомобилей, рекламных вывесок, набитых до отказа в час пик вагонов метро, – очень упрощённый подход к пониманию актуальности жанровой живописи, – говорит участник выставки, известный московский художник Н. Зайцев. – Любой сюжет, пусть даже и исторический, современен уже только потому, что написан ныне живущим автором, который смотрит на всё, включая прошлое, глазами своего времени. Острые социальные темы их картин сегодня в избытке освещают СМИ, ежедневно выливая на зрителя поток негативной информации. Это, безусловно, не освобождает современного художника от прочной гражданской позиции – искусство во все времена призвано пропагандировать высокие моральные принципы. Только вот форма подачи меняется. Та или иная социальная проблема сегодня чаще решается художниками не открыто, как у передвижников, а адресуется обществу в виде образа, исторического примера или библейского сюжета. При этом не стоит забывать, что и передвижники – это не только и даже не столько картины, открыто обличающие пороки общества. «Христос в пустыне» И. Крамского и «Голгофа» Н. Ге весьма показательны в этом смысле».
Позицию Зайцева разделяет другой мастер жанровой картины Ю. Орлов: «Автор должен творить из времени, но не в угоду времени. Социальный заказ – явление преходящее. Нет ничего актуальнее вневременных человеческих ценностей. Отсюда темы моих картин: «Семейный праздник», «Уехали», «Крещение», в которых я нахожу самовыражение как художник».
Сказанное выше подтверждается творчеством многих участников выставки, ориентированных на сохранение и продолжение в жанровой картине высоких нравственных идеалов и моральных принципов. Так, В. Сидоров поёт гимн русской деревенской жизни, С. Гавриляченко рассказывает о казачестве и его традициях, С. Смирнов погружает нас в атмосферу народных гуляний и ярмарок, Д. Шмарин показывает Россию эпохи Белого движения, М. Фаюстов вдохновлён эпическими историческими сюжетами, А. Дроздов интересен философско-религиозной темой, Е. Зайцев, И. Каверзнев, А. Косничев, Д. Петров уделяют большое внимание церковно-православным мотивам, Ю. Блинова, А. Боганис, В. Орлов, А. Смирнов обращаются к деревенско-бытовому и социальному жанру.
«Меня интересует прежде всего человек, его внутренний мир, – делает акцент А. Дроздов, творчество которого охватывает военно-историческую тему, философско-религиозные поиски, а также характерно образами жителей современного села. – Меняются условия существования – сущность человека остаётся неизменной. Понять эту сущность и восславить лучшие человеческие качества – вот достойная задача для художника».
Есть на выставке и пейзажные работы. Это направление представлено творчеством известных российских пейзажистов А. Алёхина, А. Дареева, Н. Зудова, М. Изотова, В. Корсакова, В. Коркодыма, В. Кураксы, Ю. Мокшина, А. Мочалина, В. Страхова, Н. Третьякова, Г. Цыплакова-Таёжного. «Даже пейзаж современен, – развивает тему Ю. Мокшин, – не тем, что Волга у Плёса на картинах Левитана в два раза у´же, чем она есть сегодня. Нет, каждое поколение пейзажистов, вырастая на опыте предшественников, привносит в живопись свои приёмы и технические средства, свои впечатления от увиденного».
«Журналисты часто задают мне один и тот же вопрос: не скучно ли посетителю на выставках реалистической живописи, – подытоживает разговор владимирский график, мастер офорта Ю. Ткачёв. – В ответ я всегда спрашиваю: может ли каждому из нас наскучить любовь к матери, семье, родному краю, самой жизни на земле? Выставка реалистической живописи – не ледовое шоу или эстрадный концерт, сюда приходят за впечатлениями другого рода».
После открытия выставки залы Воронежского музея им. Крамского ещё долго оставались многолюдными. Я ждал. Мне хотелось остаться наедине с моими впечатлениями. Когда зрители разошлись, я медленно пошёл вдоль экспозиции – от картине к картине. Со стен глазами современных художников на меня смотрела Россия с её печалями и радостями. Где-то я узнавал себя, где-то своих близких, у каких-то сюжетов погружался в раздумье о происходящем в России сегодня. Не покидало ощущение, что вот-вот мне встретятся «Богатыри» Васнецова, «Неизвестная» Крамского, «Знахарь на деревенской свадьбе» Максимова. Нам никогда не узнать, кого из современных мастеров передвижники позвали бы в товарищество. С уверенностью можно сказать одно – русская реалистическая живопись бережно хранит своё социально-нравственное начало.