Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

«Кого мы растим?»

01 января 2007

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

В «ЛГ» пришло множество откликов на статью Натальи Гамаюновой «Кого мы растим?», опубликованную в № 5, 2010, о том, как изматывающие учебные программы превращают нынешних школьников в биороботов. Видимо, тема – роль школы в жизни современного ребёнка – не могла не взволновать наших читателей. Поэтому мы намерены в ближайших номерах публиковать статьи, исследующие проблемы эмоционального оскудения жизни школьника, его отношения к школе как к ежедневному и незаслуженному наказанию. (Наш электронный адрес для участников разговора прежний nomir@lgz. ru). А пока предлагаем выдержки из самых первых откликов.

«Учитель – это солдат…»

Если уважаемые родители, как и автор статьи, думают, что учителя – это исчадия ада, которые только и ждут, какую бы пакость устроить бедным деточкам, они очень сильно ошибаются. Равно как ошибаются и те, кто полагает, что учителя – это просто недоумки, которые спрашивают что попало. Дело в том, что в системе образования учитель – это солдат. Учитель любой ценой обязан выполнить учебную программу (подобно тому, как любой ценой боец обязан остановить вражеское наступление). Если программа рассчитана на 36 часов, то ровно столько на неё и должно быть потрачено. Любые отклонения приравниваются «к побегу», и «конвой» в лице инспекторов «стреляет без предупреждения».

А вот содержание учебной программы определяют очень серьёзные люди – доктора, профессора, академики. Но их главная беда в том, что они уже давно забыли, как сами учились в школе, и в составлении программ исходят из своих нынешних представлений о том, что должно быть интересно детям. К тому же учебники должны быть такими, чтобы по ним можно было учиться даже самостоятельно. А сейчас в большинстве они составлены так, что содержание обязан истолковывать учитель, иначе дети не поймут, о чём речь. Вот отсюда и начинается перегруженность школьников.

Учителя вынуждены по-прежнему решать образовательные проблемы негодными средствами к неудовольствию общества. И до тех пор, пока общество не научится грамотно выражать свой интерес к сфере образования и предъявлять свои претензии не учителям, а чиновникам Министерства образования, утверждающим программы и методы обучения, дети будут продолжать ходить в школу с нежеланием.

Борис АСТАШЕВ

Амбиции взрослых и сфера услуг

Главная проблема нашего общества в том, что родители категорически не хотят сами заниматься своими детьми, проводить с ними время, воспитывать их. Дети родителям нужны лишь в качестве ряда вечнозелёных туй на фоне двухэтажного особняка. Хочется гордиться и любоваться, но вот сажать, поливать, ухаживать неохота. Проще нанять садовника. Таких же «садовничьих» услуг ждут и от школы. Сдали ребёнка-семилетку, а через десять-одиннадцать лет получили усатого дядю.

По большому счёту проблема перегруженности детей возникает ещё до школы. Под предлогом «подготовки к школе» мамы и папы обязывают нянюшек таскать детей по различным подготовительным курсам. Так вот, признаюсь, в последнее время мне и моим коллегам всё больше хочется учить «неподготовленных» детей. Потому что кажущееся умение читать и считать оплачено слишком высокой ценой: неразвитостью многих необходимых умений и функций, такими психическими отклонениями от возрастной нормы, что учить дальше просто невозможно. Это в материале Натальи Гамаюновой верно подмечено. Дело и в умении самостоятельно одеваться, и в шапке и в шарфике тоже. Первое, что нужно сделать, на мой взгляд, – изъять из детских садов так называемую подготовку к школе. И умерить амбиции взрослых, желающих видеть своего ребёнка и великим музыкантом, и спортсменом-чемпионом, и художником одновременно.

Моя коллега рассказывала, как педагог балетного кружка вынуждена была резко сказать: «Мамаши! Нельзя ли хотя бы на занятия надевать детям чистые трусики? И носки должны быть… белые». Как ни странно, но даже в обеспеченных семьях сейчас отсутствие элементарного ухода за детьми очень распространено.

А ведь словосочетание «заниматься детьми» означает в том числе и защищать их от чрезмерных заданий и нагрузок, и не проявлять излишнюю самодеятельность в подборе дополнительных занятий, и в день открытых дверей приходить в школу и цивилизованно общаться с учителем, и требовать от администрации школы качественной уборки помещений (а не идти безропотно мыть окна). Отговорки, что, мол, боимся возражать руководству школы, ребёнку здесь ещё учиться, – трусливые отговорки.

Так что заброшенными можно назвать и тех детей, чьи родители пьют – не просыхают, обрекая своих чад на уличную безнадзорность, и тех, кого развозят в течение одной недели по восьми кружкам.

Они одинаково лишены любви и заботы.

Юлия

Надеемся, «Литгазету» читают и работники Министерства народного образования. Ждём их заинтересованного и квалифицированного отклика на тему нашей дискуссии. Наш электронный адрес для участников разговора прежний nomir@lgz.ru

Отдел «Общество»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • По тупиковому пути

    03.07.2025
  • Позывной Апостол

    02.07.2025
  • Сорок лет спустя

    01.07.2025
  • Автомобилист против робота

    27.06.2025
  • Застава – в ружьё!

    26.06.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS