Эх! Не удалось мне популярно объяснить человеку теорию элит Вильфредо Парето, который в своё время сделал замечательный вывод о том, что элита – это «сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». А это, добавлю, прямо влияет на социально-экономическую и финансовую успешность таких людей. Непрерывная циркуляция элит способствует равновесию социальной системы, обеспечивая приток «лучших», и, что не менее важно, влечёт за собой циркуляцию идей. Однако, по Парето, это происходит тогда, когда правящий класс открыт и понимает необходимость постоянной циркуляции…
…Впрочем, вернёмся к выборам 14 сентября. Дело в том, что мне самому довелось принять в них участие в качестве кандидата. В своё время я работал в районном и областном звене исполнительной власти, служил в администрации президента РФ. Да и диссертацию защищал по проблемам системы власти. Это даёт мне основание утверждать, что основная проблема – в непонимании роли и места законодательной власти в системе местного самоуправления. В результате благие намерения федеральной власти, формирующей основы государственной политики, на местах при воплощении их в жизнь превращаются порой в свою противоположность.
В итоге мне, человеку, никогда не занимавшемуся публичной политикой, после двухнедельной и, прямо скажем, не очень активной избирательной кампании легко удалось обойти двух кандидатов (от КПРФ и ЛДПР), которые являлись действующими муниципальными депутатами. Вместе с тем я прекрасно понимал, что так называемого административного кандидата в депутаты не «обогнать», да и цели такой предо мной не стояло. Впрочем, сложив голоса, полученные мной и представителем партии «Яблоко», можно было бы непринуждённо обойти представителя «Единой России». Но я давно человек беспартийный и принципиально не «играю» в прикладную политологию…
Возникает вполне естественный вопрос: «Почему такой мощный социальный ресурс не задействует муниципальная власть?» Ответ на поверхности – эти самодеятельные объединения людей, к сожалению, ей мешают. Чего-то требуют, пишут жалобы в прокуратуру, обращаются с заявлениями в суд, а когда это не помогает – выставляют пикеты… Парадоксально, но федеральная власть постоянно апеллирует именно к населению и находит поддержку его здоровой части, а на уровне местного самоуправления, там, где происходит процесс «диффузии» (распыления), власти зачастую не замечают этих в большинстве своём полезных инициатив.
На встречах с населением я убедился, что избиратели практически не знают своих муниципальных депутатов, вообще не представляют, кто такие советники управ. Вот глава управы – человек, известный в своём районе. Но где же так называемая законодательная ветвь муниципальной власти? Ведь именно она должна работать в постоянном контакте со своими избирателями!
Сегодня можно привести достаточно много примеров удачных и полезных решений, принятых мэрией Москвы. Это массовое благоустройство придомовых территорий и детских площадок, дорог и тротуаров, озеленение громадных городских территорий и многое, многое другое. В работе мэрии стало больше гласности и открытости. Весьма эффективно работает портал «Наш город».
Чтобы население могло оценить действия муниципальной власти, необходимо создание системы детального отчёта о принятых ею решениях и конкретика в планировании и расходовании средств. При этом не на языке крупных категорий, типа на транспорт столько-то денег, на медицину – столько-то и т.п., а на языке конкретных объектов. Например, на реконструкцию такого-то шоссе было истрачено столько-то рублей, на ремонт поликлиники № – столько и т.д. и т.п. Людей не трогают фразы типа: «На повышение пенсий было выделено столько-то миллиардов рублей». В пересчёте на конкретного пенсионера это оборачивается ста рублями в месяц. Его волнуют именно эти 100 рублей. Москвичей интересует, почему своевременно не убирается придомовая территория, не вывозится мусор, почему месяцами не закапываются строительные ямы, почему не видно участкового, почему на детской площадке днюют и ночуют бомжи и т.п.
Общение с людьми во время встреч с избирателями, анализ их наказов ещё раз убедили меня, что люди хотят самых простых вещей. Они хотят, чтобы муниципальная власть знала и решала их проблемы, чтобы она была правдива, доступна и открыта. Чтобы умела защищать своих избирателей, чтобы понимала, что так часто звучащее из уст депутатов слово «народ», по существу, является синонимом слова «налогоплательщик», на чьи средства вся система власти и живёт. Люди в своём большинстве хотят видеть среди депутатов, и особенно муниципальных, тех, кто знает жизнь не понаслышке, кто ежедневно сталкивается с проблемами магазинов, столичного транспорта, коммунальных служб, с очередями в поликлиниках и государственных конторах. Тех, кто умеет не на словах, а на деле представлять и защищать интересы своих избирателей.
В Москве население, увы, перестаёт верить в реальную возможность формирования действенной муниципальной представительной власти. Поэтому так невысок процент лиц, принявших участие в выборах 14 сентября. На мой взгляд, Москве срочно нужны выборы муниципальных депутатов без привлечения административного ресурса и партийных предпочтений. На первое место должны выходить личностные качества кандидатов, их желание и умение работать, их управленческо-организационный опыт и широта кругозора. Если усилиями такого депутата будет проведён ремонт поликлиники или открыт детский клуб, то людям будет всё равно, какую партию он представляет – коммунистов, «Единую Россию», «Яблоко» или ЛДПР. Такие депутаты будут нарушать спокойствие функционеров, им не отдашь приказ, от них не потребуют соблюдения партийной дисциплины.
Муниципальный депутат должен быть независим и подчиняться только закону и своим избирателям, что не даст возможности местной исполнительной власти добиваться для себя даже временного «управленческого комфорта».