Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Дискуссия

Кого в котёл?

01 января 2007

НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС

Русским сегодня нужна подлинная демократия

Андрей ВОРОНЦОВ

И опросы общественного мнения, и мои собственные наблюдения говорят, что большинство граждан нашей страны, русских и нерусских, нынешней власти не доверяют и ничего от неё хорошего не ждут. Но есть ещё кое-что в отношении к власти, свойственное только русским: они считают, что власть в своей политике, прежде всего национальной, скрывает от них нечто важное.

Концепция национальной политики Кремля неясна в принципе. Вроде бы о ней много говорят, но, в общем-то, всё сводится к заклинаниям о необходимости сохранения межнационального мира во что бы то ни стало. Да вот беда: межнационального мира как такового в нашей стране давно нет. Нет, слава богу, войны, но нет и мира. У нас, между прочим, практически каждый день (и порой не по одному разу) убивают людей в межнациональных столкновениях.

«ЛГ», № 39Для тех, у кого эти слова вызовут шок и недоверие, прошу заглянуть на сайты «Кавказский узел» и «НИРА «Аксакал», где день за днём и час за часом ведётся подобная хроника. И она впоследствии, увы, в сводках МВД подтверждается, правда, уже без указания национальностей участников конфликтов. В новостные же программы ТВ не попадает почти ничего, как при Брежневе. Между тем из криминальной хроники «НИРА «Аксакал» прямо следует, что в стране идёт какая-то круговая межнациональная резня – не только между кавказцами и русскими, как мы привыкли считать, но между самими кавказцами тоже. При этом надо отметить, что происходит она преимущественно на территории русских областей.

Получается, что национальная политика, концепция «межнационального мира» сводятся только к «замазыванию» этих фактов? А проще говоря, к сокрытию провала национальной политики? Но ведь это, кажется, должно быть невыгодно власти, ибо демонтаж закона неминуемо приведёт к демонтажу самой власти, как было с горбачёвским СССР. А уж, извините, что выгодно и что невыгодно, нынешняя власть хорошо знает. Это современные практичные и прагматичные люди. Отчего же такое упорство в «замазывании» пролитой в этнических преступлениях крови? Отчего такое неистребимое ощущение от всех «резонансных дел», что власть поначалу всегда принимает сторону преступников?

«ЛГ», № 40Стало быть, действительно есть что-то в национальной политике власти, что она скрывает от людей – преимущественно русских людей? Есть, есть, дыма без огня не бывает…

В нынешний век информации тайны не скроешь, и о ней проговариваются если не сами представители власти, то люди, к ней близкие. Так, в «Российской газете» от 5 ноября с.г. читаем: «У нас происходит плавный переход от принятой в советские времена идеи «семьи народов» к принятой в США идее «плавильного котла», – уточнила директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская».

А вот это похоже на правду! Причём на правду, которую не сама госпожа Крыштановская выдумала, а услышала где-то в коридорах власти. Потому что выражение «плавный переход» говорит о том, что перед нами уже не теория, а практика. Не стратегия, а уже тактика. И вообще тогда всё ясно. Если «плавильный котёл», то мы должны, пардон, плавиться и терять привычные формы. Да что там привычные – все! Чтобы после переплавки были отлиты формы новые.

Но позвольте, когда и где наши люди дали согласие на реализацию политики «плавильного котла»? В 1991 году? Но в ту пору массированной атаке подверглась сама идея федерализма в нашей стране (тогда ещё СССР). Напомню вам главный тогдашний лозунг ельцинистов: «Союзу – нет, России – да!» А помните требования «перестать кормить» союзные республики, избавиться поскорее от «азиатского подбрюшья» и «пылающего Закавказья»? Противники Советского государства изображали его в образе гигантской «коммунальной квартиры», из которой срочно надо всем расселиться в квартиры отдельные. Был даже видеоклип на эту тему. О том, что новая Россия будет уменьшенной копией Советского Союза, тогда и слышать никто не хотел!

Может быть, за принятую в США идею «плавильного котла» люди голосовали на референдуме в декабре 1993 года? Нет, не голосовали.

«Бух в котёл – и там сварился!» Пётр Ершов «Конёк-горбунок»;  Художник Николай КОЧЕРГИНИли, может быть, у нас в стране, как в США, отсутствует территориальное деление по национальному признаку, чтобы без помех осуществлять идею «плавильного котла» народов? Нет, у нас много национальных республик, которые не только не хотят «плавиться», но переживают национально-религиозный подъём и фактически даже перешли, как Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, на жизнь по законам шариата. Кто плавиться-то будет? Ну, правильно: те, кто живёт не в национальных республиках, а в обыкновенных областях. То есть русские. Ведь если русских не удастся переплавить в «россиян», остальные и подавно не захотят.
К тому же эти остальные, в частности жители северокавказских республик, имеют свою собственную, так сказать, неофициальную программу развития межнациональных и межрелигиозных отношений в России – так называемый «проект Москвабад». Во время событий в Москве и других городах России 11–15 декабря 2010 года представитель одной северокавказской мусульманской организации заявил своим единоверцам через СМИ примерно следующее: «Зачем убивать русских? Заводите побольше жён, рожайте побольше детей, и вы скоро и так станете в Москве большинством».

Это заявление, как и заявление Крыштановской, обнажило некие тайные чаяния, к которым многие на Северном Кавказе относятся вполне серьёзно, а власть эту стихийно наметившуюся экспансию предпочитает не замечать, реагируя только на столь же стихийно наметившееся сопротивление ей жителей коренных русских областей.

Тут дело даже не в том, чью точку зрения высказала политолог – свою или услышанную в кремлёвских коридорах. Просто этот несчастный «плавильный котёл» – то недостающее звено, которое делает объяснимым все необъяснимые действия властей в национальной политике.

Почему для русского человека стала проблемой не защита каких-то там «прав», а элементарнейшая безопасность на пороге собственного дома? Почему жителям Калуги нельзя писать в объявлениях, что они хотят сдавать квартиры русским семьям? Почему русского самбиста из Саратова, ударившего и убившего человека, тут же без разговоров арестовывают, а вокруг ареста дагестанского бойца, сделавшего то же самое в Москве, разворачивается какая-то немыслимая дискуссия? Почему убийство русского – это «бытовуха», а нерусского – ксенофобия? Почему в уральской Сагре во время набега банды азербайджанских наркоторговцев полиции и след простыл, но она сразу появилась и приступила к арестам сагринцев, когда те сами прогнали бандитов? Почему закон начинает исполняться только после того, как люди в негодовании выходят на улицы, а если они не выходят, то преступление замалчивается и даже не расследуется?

И много ещё таких «почему». Это что – пресловутая коррупция? Не смешите: у власти ещё есть достаточно рычагов, чтобы заставить полицию, прокуратуру и СКП не портить «картинку» накануне выборов. Перед нами – политика «плавильного котла» в действии.

Власти очень любят применять словечко «экстремизм» по отношению к своим оппонентам, но я, право, не знаю в нынешней жизни ничего более экстремистского, чем попытка бросить в «плавильный котёл» народов 80 процентов населения нашей страны – русских.

Во-первых, это всё равно что «плавить» саму Россию, потому что фактически наше государство вопреки советским представлениям, перешедшим в Конституцию РФ 1993 года, никакое не «многонациональное», а, согласно нормам ООН, мононациональное, ибо в России есть народ, численность которого превышает 67 процентов от числа всего населения. Таким мононациональным государством официально является, например, Украина, в которой, между прочим, есть представители практически всех народов, живущих в России, и в немалом количестве.

Во-вторых, русские, мягко говоря, – известная в мире нация. И даже – не знаю, как это сказать, чтобы не обиделся какой-нибудь гордый кавказский народ, – великая нация. Я понимаю, что написал какую-то ужасную фашистскую вещь, но великие нации всё же существуют. Может быть, их отменят и назовут великой нацией, скажем, грузин за их заслуги перед мировой демократией. Или будет некая ротация: сегодня мы великая нация, а завтра – вы. Но пока этого не случилось. Пока наряду с такими известными и внёсшими неоценимый вклад в развитие человечества нациями, как эстонцы, существуют немного более известные и внёсшие чуточку бóльший вклад нации, как русские. А некоторые западные исследователи вроде Тойнби или Шпенглера, испытывая, очевидно, ужасное помрачение, приступ злокачественной русофилии, предпочитали писать не «русская культура» и «русская история», а «русская цивилизация». И вот эту самую русскую цивилизацию наши высокообразованнейшие правители, поверив, очевидно, заявлениям прожжённых жуликов и русофобов типа Бжезинского, что она себя изжила, тайком пытаются «переплавить».

Да только тайком-то уже не получается. И в ближнем, и дальнем зарубежье очень внимательно наблюдают за тем, как опускают русских в «плавильный котёл». Вот в московском метро был жестоко, до потери сознания избит кавказцами студент Глеб Харитонов, заступившийся за девушку, к которой они приставали. Кавказцы, как водится, были сразу отпущены, хотя статья за их преступление предусматривает до пяти лет лишения свободы. Ну не убили же они этого Харитонова, в самом деле! Ну дали немного по голове, сломали руку… Пустяки. Дальше, как и в случае убийства самбистом Мирзаевым студента Ивана Агафанова, появились публикации, что Харитонов, дескать, сам виноват. Ну естественно, а кто же ещё! Один пристал к пятерым!

Только вот незадача – Харитонов оказался не гражданином России, он приехал учиться из Латвии. И латвийские электронные издания взахлёб обсуждали очередное торжество беззакония в Москве. Вот образец: «Портал Delfi. lv цитирует одного из блогеров, который комментирует слухи о том, что после нападения Глеб Харитонов решил вернуться на родину: «Я думаю, что это самое мудрое решение, которое он принял и примет в своей жизни. Глеб не знал, когда ехал в Москву на учёбу, что России больше нет, причём уже давно. Есть некая территория, населённая разнообразнейшим сбродом, в том числе и русским. Есть территория, где героем нации становится не человек, защищающий слабого, а порномассовка «Дома-2» и гламурные человеко-мартышки из «Комеди Клаба». Есть территория, где проявления человечности и смелости постыдны и презираемы. Есть территория, где человека могут убивать в переполненном вагоне метро и никто не пошевелит пальцем».

Кто-то скажет: знаем мы, мол, этих латышей с их собственной системой апартеида и парадами ветеранов СС! Так-то оно так, да только вот скандал в латвийских СМИ в связи с избиением Глеба Харитонова пришёлся аккурат на то время, когда после победы на парламентских выборах в Латвии блока пророссийских партий «Центр согласия» во главе с мэром Риги Нилом Ушаковым шёл процесс формирования новой правящей коалиции. И в итоге, как известно, «Центр согласия» в эту коалицию не вошёл. Я ни на секунду не сомневаюсь, что широкое обсуждение латвийской прессой темы «разнообразнейшего сброда, в том числе и русского», населяющего Россию, преследовало чёткую политическую цель – не допустить русского Ушакова до поста премьер-министра.

Стоит ли говорить о том, как подобные инциденты обсуждаются в братских Украине и Белоруссии ныне не братски настроенными по отношению к России политиками и журналистами? Это всё та же тема «территории, населённой разнообразнейшим сбродом». Ведь Украина и Белоруссия уже скоро 20 лет развиваются как моноэтнические славянские государства! В какой же Евразийский союз мы их зовём, на каких принципах? На тех же, что устроена нынешняя Российская Федерация? Ну нет, «плавиться» Украина и Белоруссия не пойдут, тут двух мнений быть не может! И в Российской империи, и в СССР они (официально – как члены ООН) имели наряду с русскими особый историко-политический статус. И если украинцы и белорусы согласятся когда-нибудь на возвращение в единое с народами бывшего СССР государство, то только в такое, в котором будет как-то зафиксировано государствообразующее положение «триады» славянских народов. «Общего котла» они не примут и будут, между прочим, правы.

Политика «плавильного котла» не принесла ещё ни единого позитивного результата нашему государству (я не говорю уже о русском и других народах России), а нанесла уже громадный ущерб его авторитету и имиджу.

Но что же ты предлагаешь? – спросят меня. Вернуться к советской модели «семьи народов»? Нет, «семьи» больше не надо. Это не выход, а паллиатив, потому что в «семье народов», как и во всякой семье, есть старшие и младшие, сколько ни тверди о равноправии. Вернуться к «модели» Российской империи? Это настолько же нереально, как и восстановление монархии.

На мой взгляд, выход в том, от чего обычно патриоты шарахаются, как чёрт от ладана, – в демократии. В реальной демократии, а не в «демократии» общественных палат и «расширенных правительств», в которые «общественность» не избирается, а кооптируется, говоря языком «Краткого курса истории ВКП(б)». То есть назначается сверху. Между тем принцип кооптации был осуждён ещё коммунистами на ХХ съезде КПСС. Тем удивительнее, что он возрождён в «демократической России».

Любая из перечисленных мной выше проблем решается с помощью демократических процедур. Решается – подчёркиваю, – а не только обсуждается. С тем, чтобы принятое решение исполнялось неукоснительно. Власти вздумалось воплотить в жизнь идею «плавильного котла»? Извольте поставить вопрос на референдум. Вы намерены решить демографические проблемы и нехватку рабочих рук с помощью привлечения миллионов мигрантов? Давайте спросим у народа, желает ли он этого. Русские хотят определиться со своим статусом в России? Они имеют право на это – их большинство и страна носит их имя. Людям не нравится, что в их районе возникает очередной «Черкизон»? Пусть они проголосуют по этому поводу на местном референдуме или общем сходе. А то нам внедряли после расстрела Белого дома в 1993 году идеи Солженицына, что демократия – это прежде всего местное самоуправление, а где же наше местное самоуправление?

Обычно на подобные претензии власти реагируют так: у нас, дескать, не парламентская, а президентская республика, и попытка решать все вопросы в условиях наших пространств с помощью референдумов, выборов и народных сходов приведёт к хаосу. Между тем истоки хаоса и абсурда гнездятся именно в нынешней политической системе, когда при президентской республике парламентские выборы осуществляются только по партийным спискам. Это – нечто «коллективное бессознательное». Чтобы через каждые шесть лет передавать всю власть в стране избранному президенту, необходимо иметь систему воспитания или, если угодно, воспроизводства единоличных лидеров. А откуда у нас им взяться? Губернаторов не избирают, выборы по одномандатным округам отменены. Что же, у нас и дальше будут «рокировочки» президентов в премьер-министры и наоборот?

Русские прямо заинтересованы в подлинной демократии – хотя бы потому, что их пока 80 процентов, то есть абсолютное большинство. Кому-то такой электоральный «бонус» может показаться несправедливым, но ведь и демократия, как говаривал Черчилль, не самая лучшая система, просто лучшей не придумано.

Демократия – это власть большинства, выраженная путём прямого волеизъявления (голосования) по принципу «один человек – один голос». Скажем, если в нашей стране демократия, то носителем верховной власти в ней является именно русский народ, потому что при соотношении 80 процентов голосов к 20 по-другому не получится. Ну никак!

А если получится – то это не демократия, а «плавильный котёл» с плохо притёртой крышкой, готовый вот-вот взорваться. Так взорвалась Югославия, построенная Тито по псевдодемократическому и псевдофедералистскому принципу «один народ – один голос». Это как если бы всем нуждающимся в жилье семьям давали исключительно однокомнатные квартиры, не считаясь с количеством людей в семье. Представьте себе стоквартирный дом, в котором 80 процентов обитателей живут в 20 квартирах, а остальные 20 процентов – в 80 квартирах! Какая судьба ждёт этот несчастный дом?

И русским, и другим народам нашей страны нужна не демократия, ограниченная принципами космополитического федерализма, а федерализм, жёстко подчинённый принципам державной демократии. Этот путь нелёгок, но он лучше, чем гибель в «плавильном котле».

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Кого в котёл?

Русским сегодня нужна подлинная демократия.

2011-11-30 / Андрей ВОРОНЦОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Андрей Воронцов

Выпускник литературного института имени А.М. Го... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Печать бездарности

    22.02.2025
  • Сам на язык просится

    07.02.2025
  • Народ вправе знать

    11.11.2024
  • Дарвина – под запрет!

    02.10.2024
  • Русские не милостивы к падшим?

    15.06.2024
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
  • Сонетов много не бывает

    564 голосов
  • Провокация против немецкой славистики

    504 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Сердце и разум

    296 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS