Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Коктебель, коньяк, криминал...

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Татьяна СОЛОВЬЁВА

Виктор Пронин. Божья кара: Роман. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Чёрная кошка).

Так уж получилось, что последнее время имя Виктора Пронина чаще мелькает на телевизионном экране, нежели на книжных прилавках. Десять лет не сходит с экрана «Ворошиловский стрелок», снятый Станиславом Говорухиным по его роману «Женщина по средам», не дают зрителю забыть и о 15-серийном фильме «Гражданин начальник» с Юрием Степановым в главной роли. Прокатилась волна слухов о съёмках фильма по роману «Брызги шампанского», но… «пронеслись утки с шумом и скрылись…».

Зато появился новый роман «Божья кара», выпущенный издательством «Эксмо». Как-то в интервью Виктор Пронин сказал, что детективов нынче никто не пишет, пишут криминальное чтиво. А детектив – жанр редкий, изысканный и доступный далеко не каждому писателю. «Божья кара» тоже не детектив, хотя криминальных похождений героев здесь предостаточно. Если попытаться определить содержание романа тремя словами, то этими словами будут «Коктебель, коньяк, криминал». В этот же ряд можно добавить и Крым, и Кара-Даг, и кафе «Камелот»…

Действие происходит в Коктебеле, герои постоянно пьют коньяк, здесь случилось кошмарное убийство и поисками преступника занято едва ли не всё население посёлка. Все упрёки в излишнем употреблении героями коньяка Виктор Пронин отметает с лёгкой улыбкой: «Зато мои герои не курят. А рюмка коньяка – просто форма общения, это же Коктебель. Надо ведь с чего-то начинать разговор. К тому же среди моих героев нет пьяных или захмелевших».

Писатель и в этом романе привычно блеснул художественными возможностями, точностью слова, неожиданностью диалогов, но появилось и нечто новое – мистика. На ночной коктебельской набережной можно иногда встретить молчаливую фигуру Александра Грина в чёрной широкополой шляпе и в длинном чёрном пальто, на рассвете яхта под алыми парусами уносит в открытое море красавицу, почти библейский привратник Муха охотно распахивает железные ворота Дома творчества перед каждым, кто не поскупится на десять гривен…

Да, а ведь среди героев есть ещё маг, колдун и экстрасенс Равиль, которому ничего не стоит устроить следователю встречу с погибшей девочкой и задать ей вопросы, которые ему покажутся уместными в расследовании убийства этой же девочки.

В то же время в романе несколько героев – реально существующих людей. Это действующие под своими настоящими именами коктебельские поэты Георгий Мельник, Слава Ложко, тот же Равиль Домаев, примчавшийся из Москвы на помощь своим друзьям… Это вроде бы незначащее обстоятельство, назовём это приёмом, придаёт роману почти документальную убедительность.

Ещё один приём, который Виктор Пронин использует легко и даже как бы играя. При внимательном чтении романа нетрудно обнаружить среди героев и самого автора, который время от времени меняет обличье, превращаясь то в одного, то в другого своего героя – в детективщика, собирающего забавные истории, в безумно влюблённого Амока, в Андрея, который ищет и находит убийцу… В конце романа перед вами вдруг открывается: это всё он, автор, Виктор Пронин. При чтении этого не замечаешь, всё принимаешь на веру доверчиво и легко, и только прочитав последнюю строку, самую последнюю, невольно задаёшься вопросом: «Простите, а как же тогда понимать?..»

И вы прозреваете, и возникает желание вернуться к страницам, к тексту, у которого, оказывается, есть второе дно. Оказывается, роман-то автобиографический, роман бесконечно печальный, несмотря на шутливо-ироническую тональность повествования.

Виктор Пронин – писатель откровенно социальный. Его 8-томный цикл «Банда» – это подробное и добросовестное описание криминальной жизни России в 90-е годы со всеми особенностями, характерными для того времени. В этих книгах он даёт ясный и убедительный анализ общества, пропитанного криминальными ценностями, криминальными устремлениями, да и власти в то время были тоже… Если уж воровские авторитеты побеждали на губернаторских выборах… Вспомните Нижний Новгород!

Так вот, в романе «Божья кара» писатель остаётся верным самому себе и на, казалось бы, хмельном и легкомысленном коктебельском материале находит возможность высказаться о проблемах больных и насущных, о проблемах малых, и не только малых, курортных городов, когда после летнего бесовства, ночных загулов, музыки и лёгкой траты денег вдруг наступает осенне-зимне-весенняя пустота. Как пишет Виктор Пронин, в этот период можно пройти от могилы Волошина на восточных холмах до профиля Волошина на карадагских скалах и не встретить ну просто ни единого человека. Куда деваться ребятам? Они идут в криминал. Куда деваться девушкам? Они идут по рукам. Не все, конечно, не все, но очень серьёзный процент.

Вряд ли найдётся хоть один писатель, который без боли душевной прочтёт страницы о гибели Коктебельского дома творчества писателей. Едва ли не единственный на этих берегах парк практически уничтожен – железными заборами исполосованы кипарисовые аллеи, на месте вырубленных деревьев уже вырыты траншеи под фундаменты будущих особняков, не писательских особняков, нет! Другие люди другой породы хозяйничают здесь сегодня.

А вот ещё одна неожиданно озадачивающая мысль романа… Да, Александр Грин – хороший писатель, да, «Алые паруса» – прекрасная повесть, но, боже мой, сколько же девичьих судеб она сломала! У едва ли не главной героини романа было тяжёлое детство, даже от родных она пряталась на чердаке, а там, обливаясь слезами, читала, запоем читала «Алые паруса». И насквозь пропиталась этой сказкой. И до сих пор не может выйти замуж – с трёх собственных свадеб сбежала. Всё, что предлагает судьба, кажется ей таким грубым и недостойным, таким мелким и незначительным по сравнению с капитаном Грэем… И в тридцать лет она продолжает мечтать об алых парусах…

Друзья решают ей помочь – «организовывают» яхту под алыми парусами. И однажды ранним утром причаливают к ресторану на набережной, вызывают из посудомоечной нашу героиню, втаскивают на борт, где её уже поджидают все герои романа, заботливо собранные автором на палубе. Обогнув Кара-Даг, они пристают к берегу Сердоликовой бухты и устраивают там праздник. Но наступает ночь и, куда деваться, пора возвращаться. Праздник кончился, алые паруса, отодрав от настоящих парусов, запихнули в целлофановый мешок для мусора...

«Коктебельские огни становились всё ближе, уже можно было различить торговую площадь, бывшую писательскую столовую, напротив которой стояла голубая скамейка. К пирсу причалили удачно, без толчка, с яхты сошли молча, и возникло саднящее ощущение вины, будто невзначай, сами того не желая, кощунственно прикоснулись к чему-то святому, что не только руками трогать, а на что и глазеть-то не всегда позволительно…»

А закончить хочу теми же словами, которыми заканчивает свой роман и Виктор Пронин…

«Не исключено, что всё это было в действительности, хотя как знать, как знать… А вот Кара-Даг и сейчас, говорят, существует, Чёртов палец, как и тысячи лет назад, бестолково торчит в небо, не то грозя, не то предупреждая о чём-то, не то указуя куда-то в космос. Но никто его не боится, никого он не пугает…

Вполне возможно, что вахтёр Муха до сих пор мается у своих железных ворот, а я на барановской яхте «Мурка» под косым бандитским алым парусом медленно выплываю, выплываю, до сих пор выплываю из-за скал Лягушачьей бухты в лучах красного утреннего солнца, которое медленно поднимается из-за холмов Хамелеона. Мой парус кажется не просто алым, а даже пылающим, каким ему и положено быть в этом повествовании.

Очень даже может быть, что всё это и произошло однажды в знойном коктебельском июле… Если, конечно, я ничего не напутал».

Хороший роман написал Виктор Пронин, и я искренне советую вам прочитать его.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS