Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2022 г.
Литература Колумнисты

Кол для Дракулы

18 мая 2022

18 мая 2022 года исполнилось 125 лет с выхода в свет из тьмы культового романа Брэма Стокера «Дракула». В 1897 году он был опубликован в Британии одним из старейших издательств Constable & Robinson. В 1902 году роман перевели на русский, а в 1912-м напечатали в России. Русский стал первым иностранным переводом «Дракулы» и, к слову, очень вдохновил Александра Блока. И в целом этот текст напрямую связан с Россией и русскими. Автор, как сам граф, питается их кровью. Рассматривать же «Дракулу» необходимо с двух позиций – культурной и политической, иначе текст теряет смысл.

Кем же являлся Дракула? До Стокера были и другие книги о вампирах, однако именно ирландец сделал тему мейнстримом и создал своеобразный кодекс: вампир не отбрасывает тени, спит в гробу, он несовместим с искусством и так далее. При этом две главные задачи, которые стоят перед ним, – научиться не бояться Солнца и создать свой субститут крови.

Считается, что прототипом Дракулы был господарь Валахии Влад III Цепеш. Есть версия, что Стокер писал графа с жестокого актёра Генри Ирвинга, под началом которого служил в театре «Лицеум». Однако в целом Дракула стал неким собирательным образом ужасов Востока. Стокер, например, вдохновлялся венгерской графиней Елизаветой Батори, по легенде, принимавшей ванны из крови. И, конечно же, Иоанном Грозным. Дракула – это воплощённая угроза Западу с Востока. Не случайно Стокер переносит действие в Лондон, куда прибывает вампир.

И тут важно сказать, кем был сам Брэм Стокер. Он родился в Дублине, в Ирландии, однако был странным ирландцем, потому что никогда не выступал за независимость Родины, а наоборот, видел её исключительно в составе Британской империи. Его брат Джордж воевал на Русско-турецкой войне, о которой написал книгу, где изобразил турок как жертв беспощадного русского медведя. Сам же Стокер помимо Дракулы напишет роман «Леди в саване», в нём британцы побеждают русских на Балканах. Да и в конце «Дракулы» отряд под руководством Харкера, точно британский спецназ, спасает мир от вампирской угрозы.

Стокер писал «Дракулу» между Крымской и Первой мировой войнами. Во время Крымской английская пресса изображала русского царя Николая I в образе крылатого демонического существа – вампира. Стокер, безусловно, знал об этом и использовал в своих произведениях. В романе хватает русских слов и отсылок к России. Корабль же, на котором Дракула прибыл в Англию, – это шхуна «Дмитрий», отбывшая из Нарвы. У Стокера она стала «Диметрой» из Варны.

Да, при всей своей культурологической ценности «Дракула» во многом политическая агитка, карикатура, одна из целей которой – демонизировать угрозу с Востока. Роман стал частью британской пропаганды, которая работала и, что важнее, продолжает работать против России. Как и во время Крымской войны, российский лидер изображается в образе вампира. Всё это не случайно. Ведь именно Британия является главным игроком на антироссийском поле. Она в первую очередь продуцирует и направляет русофобию по всему миру. И более всего это доказывает происходящее на Украине.

Украина – антироссийский проект, сконструированный Британией. Его главная задача – генерировать русофобский контент. И со времён Стокера ничего не изменилось. Просто в книге Дракула добрался до Лондона, но был повержен, а в реальности вампир стал определять политику Британии, наплодив себе подобных. И теперь уже нам необходимо его победить. Где он, русский осиновый кол?

Тэги: Платон Беседин Параллели
Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Уроки французского бегства

    28.03.2024
  • Николай Островский и тронутая коррозией сталь

    05.10.2022
  • А при чём здесь Булгаков?

    07.09.2022
  • Ходи первым!

    03.08.2022
  • Козьма и… Борис

    06.07.2022
  • Подражатели

    64 голосов
  • Сумерки кумира

    61 голосов
  • Ходи первым!

    50 голосов
  • Николай Островский и тронутая коррозией сталь

    45 голосов
  • Время Zемли

    42 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS