Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2025 г.
  4. № 33 (6997) (20.08.2025)
Литература Литературный резерв

Колдовство светлое и тёмное

24 августа 2025

Мила Яковлева

Barbara Vido. Рыцарь и Цыган. – М.: У Никитских ворот, 2025. – 184 с.

Не могу называть себя поклонником жанра фэнтези, но мимо книги молодого автора, работающей под псевдонимом Barbara Vido, пройти не удалось. Стилизованная аннотация на задней стороне обложки гласит: «Если думаешь ты, что знаешь всё о добре и зле, поверь, странник, ты ничего не знаешь о жизни. В борьбе между колдовством и могучей властью Церкви отчаявшийся цыган готов на всё, чтобы достичь заветной цели. Рыцарю, посвятившему себя служению Ордену, предстоит сойти со своего пути, когда откроется ему истина о том, что скрывают священнослужители. Смогут ли они исправить страшное злодеяние, расколовшее страну триста лет назад?» Ну как тут было не попасться?

Сразу скажу, что пара таких разных главных героев-антиподов – большая удача автора. Между Рыцарем, олицетворяющим закон, порядок и служение системе, и Цыганом, воплощающим, напротив, анархию, хаос и спонтанность, с первых страниц возникает химия (не в романтическом смысле, конечно, а, так сказать, в человеческом – как, например, между Раскольниковым и Порфирием Петровичем): сцены, где описывается их взаимодействие, буквально искрят. Рыцарь – церковник, служитель Ордена, объезжающий владения Великой Церкви в поисках проблем и беспорядков, цыган – колдун, чернокнижник, живущий свободно и служащий только своим идеям. Им, стоящим по разные стороны баррикад, положено ненавидеть друг друга, но первая встреча определяет всё: они сталкиваются на пепелище разорённого разбойниками поселения, и Рыцарь своим появлением спасает Цыгана, ввязавшегося в неравный бой. Издавна существует поверье, что спасение жизни навечно образует связь между людьми. Вот и Рыцарь с Цыганом оказываются связаны. И, отправившись каждый своим путём, снова встречаются волей судьбы, чтобы сражаться плечом к плечу за очередной терпящий бедствие город.

На поверку оказывается, что объединяет их и многое другое. Так, оба ненавидят творимые Великой Церковью против обычных людей беззакония. Верность долгу не делает Рыцаря слепым: осознание того, как много боли причиняет народу его Орден, мучает его. Оба они храбры в бою и готовы пожертвовать собой ради Цели. И появление общей Цели сближает их ещё больше: Рыцарь соглашается помочь Цыгану попасть во дворец – «физическое воплощение силы и богатства Ордена», чтобы разрушить его...

Но не буду лишать читателей удовольствия и пересказывать сюжет. Отмечу лишь, что выстроен он мастерски. А в жанровой литературе это едва ли не основной критерий успеха. Динамика повествования выверена идеально: сюжет летит, как пущенная умелым лучником стрела, но при этом не создаётся ощущения спешки, нагромождения эпизодов. А ещё Видо освоила на ура приём, условно называемый «повествовательный крючок» («хук»). Как вам, например, такое начало эпизода: «Пробуждение было не из приятных: кто-то выламывал дверь в комнату с такой силой, что заволновались даже птицы в курятнике, заголосили беспокойно. Рыцарь вскочил с постели, схватился за оружие. Цыган уже был на ногах, одет и собран».

Вообще ощущается, что за книгой стоит большая работа. И с этой точки зрения не менее, чем сама история, интересны разделы «Примечания» и «Дополнительные материалы», где автор рассказывает о процессе работы, о создании мира и героев. По признанию Видо, чтобы написать книгу, ей пришлось глубоко погрузиться в историю Средневековья и даже консультироваться с опытными реконструкторами насчёт оружия и доспехов: такой скрупулёзный подход, особенно со стороны молодого автора, согласитесь, заслуживает всяческих похвал. Девушка даже завела в своих соцсетях отдельную рубрику «Что я узнала, пока писала книгу», в которой делится интересными открытиями, сделанными в процессе работы.

Ана Награни

Потрудилась автор и над языком книги, в частности над стилизацией, отсылающей читателя к сказаниям и легендам с их певучим синтаксисом: «Печаль, омрачившая юное лицо, была так сильна, что захватила и Рыцаря. Он пропустил момент, когда совершено было новое чудо – Цыган положил перед ним целёхонькую нагрудную пластину, ещё теплую от воздействия колдовского пламени.

– Есть ли что-то, способное поправить твоё горе, как ты залатал мои доспехи?

Цыган поднял голову, заворожил своими чёрными бездонными очами и усмехнулся».

Хотела бы отметить также, что Barbara Vido не только писатель, но и музыкант. А ещё – автор собственных музыкальных клипов. И это чувствуется: история очень кинематографична, зрелищна. И в том, чтобы подстегнуть визуальное воображение читателя, автору помогли 10 художников, создавших свои иллюстрации к ярким эпизодам. Да и в целом книга замечательно оформлена. Ну а для создания атмосферы можно послушать одноимённую песню Видо – Knight & Gypsy, из которой, собственно, книга и выросла.


Обсудить в группе Telegram

Мила Яковлева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Отстроить разрушенный мост

    24.08.2025
  • Филипп! Филипп! Пойдёшь чай пить?

    24.08.2025
  • Рождён под созвездием Лиры

    23.08.2025
  • Берег в чёрных мешках

    23.08.2025
  • Смертельные для отечества порезы

    22.08.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Книга Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Классики Эпоха и лица Музейное дело
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS