
Мила Яковлева
Barbara Vido. Рыцарь и Цыган. – М.: У Никитских ворот, 2025. – 184 с.
Не могу называть себя поклонником жанра фэнтези, но мимо книги молодого автора, работающей под псевдонимом Barbara Vido, пройти не удалось. Стилизованная аннотация на задней стороне обложки гласит: «Если думаешь ты, что знаешь всё о добре и зле, поверь, странник, ты ничего не знаешь о жизни. В борьбе между колдовством и могучей властью Церкви отчаявшийся цыган готов на всё, чтобы достичь заветной цели. Рыцарю, посвятившему себя служению Ордену, предстоит сойти со своего пути, когда откроется ему истина о том, что скрывают священнослужители. Смогут ли они исправить страшное злодеяние, расколовшее страну триста лет назад?» Ну как тут было не попасться?
Сразу скажу, что пара таких разных главных героев-антиподов – большая удача автора. Между Рыцарем, олицетворяющим закон, порядок и служение системе, и Цыганом, воплощающим, напротив, анархию, хаос и спонтанность, с первых страниц возникает химия (не в романтическом смысле, конечно, а, так сказать, в человеческом – как, например, между Раскольниковым и Порфирием Петровичем): сцены, где описывается их взаимодействие, буквально искрят. Рыцарь – церковник, служитель Ордена, объезжающий владения Великой Церкви в поисках проблем и беспорядков, цыган – колдун, чернокнижник, живущий свободно и служащий только своим идеям. Им, стоящим по разные стороны баррикад, положено ненавидеть друг друга, но первая встреча определяет всё: они сталкиваются на пепелище разорённого разбойниками поселения, и Рыцарь своим появлением спасает Цыгана, ввязавшегося в неравный бой. Издавна существует поверье, что спасение жизни навечно образует связь между людьми. Вот и Рыцарь с Цыганом оказываются связаны. И, отправившись каждый своим путём, снова встречаются волей судьбы, чтобы сражаться плечом к плечу за очередной терпящий бедствие город.
На поверку оказывается, что объединяет их и многое другое. Так, оба ненавидят творимые Великой Церковью против обычных людей беззакония. Верность долгу не делает Рыцаря слепым: осознание того, как много боли причиняет народу его Орден, мучает его. Оба они храбры в бою и готовы пожертвовать собой ради Цели. И появление общей Цели сближает их ещё больше: Рыцарь соглашается помочь Цыгану попасть во дворец – «физическое воплощение силы и богатства Ордена», чтобы разрушить его...
Но не буду лишать читателей удовольствия и пересказывать сюжет. Отмечу лишь, что выстроен он мастерски. А в жанровой литературе это едва ли не основной критерий успеха. Динамика повествования выверена идеально: сюжет летит, как пущенная умелым лучником стрела, но при этом не создаётся ощущения спешки, нагромождения эпизодов. А ещё Видо освоила на ура приём, условно называемый «повествовательный крючок» («хук»). Как вам, например, такое начало эпизода: «Пробуждение было не из приятных: кто-то выламывал дверь в комнату с такой силой, что заволновались даже птицы в курятнике, заголосили беспокойно. Рыцарь вскочил с постели, схватился за оружие. Цыган уже был на ногах, одет и собран».
Вообще ощущается, что за книгой стоит большая работа. И с этой точки зрения не менее, чем сама история, интересны разделы «Примечания» и «Дополнительные материалы», где автор рассказывает о процессе работы, о создании мира и героев. По признанию Видо, чтобы написать книгу, ей пришлось глубоко погрузиться в историю Средневековья и даже консультироваться с опытными реконструкторами насчёт оружия и доспехов: такой скрупулёзный подход, особенно со стороны молодого автора, согласитесь, заслуживает всяческих похвал. Девушка даже завела в своих соцсетях отдельную рубрику «Что я узнала, пока писала книгу», в которой делится интересными открытиями, сделанными в процессе работы.

Потрудилась автор и над языком книги, в частности над стилизацией, отсылающей читателя к сказаниям и легендам с их певучим синтаксисом: «Печаль, омрачившая юное лицо, была так сильна, что захватила и Рыцаря. Он пропустил момент, когда совершено было новое чудо – Цыган положил перед ним целёхонькую нагрудную пластину, ещё теплую от воздействия колдовского пламени.
– Есть ли что-то, способное поправить твоё горе, как ты залатал мои доспехи?
Цыган поднял голову, заворожил своими чёрными бездонными очами и усмехнулся».
Хотела бы отметить также, что Barbara Vido не только писатель, но и музыкант. А ещё – автор собственных музыкальных клипов. И это чувствуется: история очень кинематографична, зрелищна. И в том, чтобы подстегнуть визуальное воображение читателя, автору помогли 10 художников, создавших свои иллюстрации к ярким эпизодам. Да и в целом книга замечательно оформлена. Ну а для создания атмосферы можно послушать одноимённую песню Видо – Knight & Gypsy, из которой, собственно, книга и выросла.