Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова – издатель журнала «Русское искусство» – вновь порадовал читателей. Он подготовил к печати и уже выпустил в свет специальный номер (III/2009), посвящённый Илье Семёновичу Остроухову – художнику, коллекционеру, созидателю, продолжателю дела Третьякова по формированию музея русского искусства.
Став членом совета Третьяковской галереи, а затем и возглавив его, Остроухов вместе с дочерью Павла Михайловича Александрой Боткиной и художником Валентином Серовым неустанно заботился о расширении национального собрания. Сейчас даже трудно поверить, что приобретение галереей таких произведений, как «Дама в голубом» Константина Сомова и «Город строят» Николая Рериха, приходилось отстаивать, что привычный нашим современникам теремной фасад Третьяковской галереи (подаренный проект В.М. Васнецова) был возведён при Остроухове, что необходимый сегодня музею штат хранителей начинался с введения этой должности Остроуховым. Вспомним инициативу Ильи Семёновича по сбору материалов к биографии П.М. Третьякова, положившую основание для создания художественного архива Третьяковской галереи.
Много примеров созидательной деятельности этого замечательного человека можно было бы ещё привести. Велика роль Остроухова в открытии высоких художественных качеств русской иконы и ясного понимания её места как искусства среди других искусств. Очень точный эпитет нашёл Абрам Эфрос, назвав Остроухова «подлинным Колумбом древнерусской живописи». Собранная им прекрасная коллекция икон, размещавшаяся первоначально в жилом доме Ильи Семёновича в Трубниковском переулке, после его смерти была передана в Третьяковскую галерею, положив начало отделу древнерусского искусства.
Прошло 80 лет с тех пор, как наряду с этими памятниками Третьяковская галерея получила из Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова ещё сотни произведений искусства, многие из которых – подлинные шедевры. Достаточно назвать пленэрную живопись Ильи Репина и портретную графику Ореста Кипренского, украшающих сегодня постоянную и выставочные экспозиции ГТГ. Отдельная тема – это книжное собрание Остроухова, тогда же, в 1929 году, вместе со шкафами поступившее в Третьяковскую галерею.
Нельзя умолчать о наследии Остроухова-художника. Его прекрасные пейзажи «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко» были приобретены в галерею П.М. Третьяковым. Поздняя картина мастера «Пруд», проникнутая тонким лиризмом и глубоким пониманием цвета, висит в моём рабочем кабинете и очень помогает «высоко держать душевный строй».
Подробнее обо всём, что в рамках данной рецензии лишь упомянуто, содержательно и увлекательно повествует специальный выпуск журнала «Русское искусство», который смело можно назвать коллективной монографией. Авторы её, а это преимущественно сотрудники Третьяковской галереи, стремились воссоздать подлинный масштаб личности Остроухова во всей многогранности талантов и деяний.
, член-корреспондент Российской академии художеств, заместитель генерального директора ГТГ
по научной работе
3 сентября в торговом доме «Библио-Глобус» состоится презентация номера «Русского искусства», в котором примут участие авторы журнала, и в их числе праправнучка П.М. Третьякова Екатерина Хохлова. Начало в 18.00.