Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Коловрата звукоряд

01 января 2007

ОТЗВУКИ

Виктор ВикторовНе так давно в Рязани мне довелось побывать на творческом вечере московского композитора Виктора ВИКТОРОВА, на котором была представлена его кантата «Евпатий Коловрат».

Уроженец Рязани, Викторов на пути к собственной музыке прошёл долгую и основательную школу исполнительского искусства. Был художественным руководителем эстрадного коллектива «На музыкальной орбите» Московской областной филармонии, активно сотрудничал с издательствами «Советский композитор» и «Музыка» в качестве автора оригинальных музыкальных сочинений, множества обработок народных песен и переложений для различных инструментов, ансамблей и оркестров: издано свыше трёхсот печатных его работ. Кроме того, с 1966 года и по настоящее время он является проректором факультета повышения квалификации Московского музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова. В. Викторовым создано 48 авторских произведений различных жанров.

В 2009 году в содружестве с известным орловским поэтом Геннадием Поповым им была написана кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «Евпатий Коловрат», представление которой состоялось на родине этого былинного героя в исполнении смешанного хора (руководитель Ирина Антонова) и симфонического оркестра (главный дирижёр Александр Анисимов) Рязанского музыкального колледжа.

Основной идеей кантаты можно без преувеличения назвать идею воскресения. Собственно, сам сюжет древнерусской былины о рязанском богатыре Евпатии и даже его славянское имя Коловрат (Солнцеворот) уже содержат в себе эту идею, идею «вечного возвращения», только лишённую ницшевского онтологического пессимизма. Просветлённую христианским пониманием подвига и воскресения.

В основу поэтической составляющей кантаты легло сказание о рязанском воеводе и боярине Евпатии Коловрате. Известно, что во время разорения Рязани Батыем Евпатий отсутствовал и по возвращении нашёл свой город сожжённым, а всё население перебитым. Собрав около полутора тысяч воинов, русский витязь пустился вдогон за войском монголов, разбил арьергард противника и высланные ему навстречу полки под предводительством лучших монгольских богатырей. Монголов объял мистический ужас, они подумали, что это мёртвые защитники Рязани воскресли и теперь мстят им за кровавую бойню, учинённую на руинах. На вопрос послов, чего же хотят отчаянные смельчаки, русские отвечали: смерти!

Только с помощью стенобитных орудий и камнемётных машин внук Чингисхана смог уничтожить маленький русский отряд и его несокрушимого предводителя. Восхищённый мужеством Евпатия Батый отдал его тело уцелевшим русским воинам и отпустил их с почестью.

В кантате использованы и другие исторические эпизоды, не вошедшие в текст сказания. Так, в ней повествуется и о самом штурме Рязани, и это место – наряду с последним боем Коловрата – является наиболее эмоционально и вокально напряжённым и наиболее удачным во всём произведении. Скорбный динамизм и обречённость битвы сменяются спокойной, отчасти даже серафической (ведь живых-то уже не осталось!) просветлённостью реквиема по защитникам города. Но из неё опять рождается стремительное симфоническое движение, и вновь композитор проводит тему «вечного возвращения», потому что воистину из ниоткуда появляется русский отряд и несётся по следам обезумевших от страха врагов. Местами мне это даже напоминало скорбную патетику Генри Пёрселла в «Дидоне». Схожими музыкальными средствами сквозь восемь веков современному композитору удаётся донести прекрасный в своей обречённости и посмертной правоте ответ русских о желании умереть в бою.

По своему драматизму и довольно развитому сюжету кантата «Евпатий Коловрат» В. Викторова и Г. Попова приближается к оратории. Хотя у авторов есть знаменитые предшественники и в схожем по сюжету жанре кантаты, например, известная кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский».

И всё же основная музыкальная и смысловая идея «Евпатия», да простят мне сопоставление, глубже – это идея восстания из мёртвых. По сути своей это и есть русская национальная идея, загадка и тайна России. Достаточно вспомнить воскресительный космизм Фёдорова, достаточно небестрепетно пролистать страницы русской истории: мы как будто обречены вновь и вновь возвращаться из исторического небытия. И грозным и просветлённым символом этой идеи является Евпатий Коловрат. С недавних пор обретший и музыкальное своё бытие.

Алексей ШОРОХОВ

Обсудить в группе Telegram

Алексей Шорохов

Алексей Алексеевич Шорохов — современный русск... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS