Не так давно в Рязани мне довелось побывать на творческом вечере московского композитора Виктора ВИКТОРОВА, на котором была представлена его кантата «Евпатий Коловрат».
Уроженец Рязани, Викторов на пути к собственной музыке прошёл долгую и основательную школу исполнительского искусства. Был художественным руководителем эстрадного коллектива «На музыкальной орбите» Московской областной филармонии, активно сотрудничал с издательствами «Советский композитор» и «Музыка» в качестве автора оригинальных музыкальных сочинений, множества обработок народных песен и переложений для различных инструментов, ансамблей и оркестров: издано свыше трёхсот печатных его работ. Кроме того, с 1966 года и по настоящее время он является проректором факультета повышения квалификации Московского музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова. В. Викторовым создано 48 авторских произведений различных жанров.
В 2009 году в содружестве с известным орловским поэтом Геннадием Поповым им была написана кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «Евпатий Коловрат», представление которой состоялось на родине этого былинного героя в исполнении смешанного хора (руководитель Ирина Антонова) и симфонического оркестра (главный дирижёр Александр Анисимов) Рязанского музыкального колледжа.
Основной идеей кантаты можно без преувеличения назвать идею воскресения. Собственно, сам сюжет древнерусской былины о рязанском богатыре Евпатии и даже его славянское имя Коловрат (Солнцеворот) уже содержат в себе эту идею, идею «вечного возвращения», только лишённую ницшевского онтологического пессимизма. Просветлённую христианским пониманием подвига и воскресения.
В основу поэтической составляющей кантаты легло сказание о рязанском воеводе и боярине Евпатии Коловрате. Известно, что во время разорения Рязани Батыем Евпатий отсутствовал и по возвращении нашёл свой город сожжённым, а всё население перебитым. Собрав около полутора тысяч воинов, русский витязь пустился вдогон за войском монголов, разбил арьергард противника и высланные ему навстречу полки под предводительством лучших монгольских богатырей. Монголов объял мистический ужас, они подумали, что это мёртвые защитники Рязани воскресли и теперь мстят им за кровавую бойню, учинённую на руинах. На вопрос послов, чего же хотят отчаянные смельчаки, русские отвечали: смерти!
Только с помощью стенобитных орудий и камнемётных машин внук Чингисхана смог уничтожить маленький русский отряд и его несокрушимого предводителя. Восхищённый мужеством Евпатия Батый отдал его тело уцелевшим русским воинам и отпустил их с почестью.
В кантате использованы и другие исторические эпизоды, не вошедшие в текст сказания. Так, в ней повествуется и о самом штурме Рязани, и это место – наряду с последним боем Коловрата – является наиболее эмоционально и вокально напряжённым и наиболее удачным во всём произведении. Скорбный динамизм и обречённость битвы сменяются спокойной, отчасти даже серафической (ведь живых-то уже не осталось!) просветлённостью реквиема по защитникам города. Но из неё опять рождается стремительное симфоническое движение, и вновь композитор проводит тему «вечного возвращения», потому что воистину из ниоткуда появляется русский отряд и несётся по следам обезумевших от страха врагов. Местами мне это даже напоминало скорбную патетику Генри Пёрселла в «Дидоне». Схожими музыкальными средствами сквозь восемь веков современному композитору удаётся донести прекрасный в своей обречённости и посмертной правоте ответ русских о желании умереть в бою.
По своему драматизму и довольно развитому сюжету кантата «Евпатий Коловрат» В. Викторова и Г. Попова приближается к оратории. Хотя у авторов есть знаменитые предшественники и в схожем по сюжету жанре кантаты, например, известная кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский».
И всё же основная музыкальная и смысловая идея «Евпатия», да простят мне сопоставление, глубже – это идея восстания из мёртвых. По сути своей это и есть русская национальная идея, загадка и тайна России. Достаточно вспомнить воскресительный космизм Фёдорова, достаточно небестрепетно пролистать страницы русской истории: мы как будто обречены вновь и вновь возвращаться из исторического небытия. И грозным и просветлённым символом этой идеи является Евпатий Коловрат. С недавних пор обретший и музыкальное своё бытие.