Покидаю дом-музей Александра Николаевича Островского, нашего знаменитого русского драматического писателя. Вжилась в его эпоху полностью, хочется говорить вкусным русским языком и прогуливаться степенно по Ордынке в платье с кринолином и в узорчатой шали. И что интересно, хоть иду я по современной Москве, а навстречу то Иван Иванович Городулин спешит к своей «вольво», то стряпчий с ноутбуком под мышкой пробирается сквозь толпу, а то и Гурмыжская с молодым человеком под ручку прогуливается.
И что же это значит? А это – живая иллюстрация, подтверждающая, что Островский и сегодня ярок и современен. Значит, подметил Александр Николаевич в нас такие черты, которые и через 180 лет никуда не делись. Меняются политические взгляды, экономические системы, государственный строй, названия стран, границы, даже климат, а мы всё те же: так же страдаем от измен и предательства, так же преданно и беззаветно любим, но так же норовим обмануть, так же много говорим о благе народа. Те же ложные банкротства, выгодные женитьбы, те же взятки, подхалимство и доходные места…
Дом, в котором представлена основная экспозиция, является памятником культуры XIX века. Главная тема музея – «Москва в жизни и творчестве Александра Николаевича Островского». «В Москве всё русское становится понятнее и дороже…» – писал он. Всё детство и часть юности будущего драматурга прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору совершенно особым миром. Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве, в этом самом доме, квартиру в котором снимали его родители у дьякона церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Двухэтажный дом в переулке на Ордынке, уютно поместившийся в палисаднике церковного двора, и стал музеем драматурга. Именно по нему мы сейчас и пройдём, чтобы представить Александра Николаевича Островского в жизни и литературе.
Его отец, Николай Фёдорович, служил чиновником, впоследствии – титулярным советником, мать, Любовь Ивановна, которой будущий писатель лишился ещё в детстве, была дочерью пономаря и просвирни. Отец непременно хотел сделать из него юриста, и сын поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров. По желанию отца он поступил на службу писцом в суд. Это и определило характер его первых литературных опытов, своеобразные замоскворецкие типы напрашивались быть изображёнными бойким пером молодого человека. К двадцати трём годам им было уже написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Свои люди – сочтёмся».
«Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание», – сказал он, когда в присутствии А.С. Хомякова, профессоров, писателей и сотрудников «Московского Городского Листка» прочёл свою пьесу «Семейная картина», восторженно встреченную слушателями. Почти каждый год стали появляться в печати его новые пьесы. Во всех этих драмах, комедиях, рассказах, фельетонах, зарисовках Островский изобразил такие стороны жизни, которые до него совершенно не «выносились» на сцену. Не будем перечислять все пьесы, их названия на слуху, их ставят во многих театрах России, именно сейчас они стали особенно востребованны и актуальны и в классическом варианте, и в новых режиссёрских прочтениях.
Глубокое знание быта, яркая жизненность и правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык были встречены в критике одними с бурным восторгом, другими – с недоумением и насмешками. Сам Чернышевский резко критиковал «Бедность не порок», другие упрекали автора за пьесу «Не в свои сани не садись». Упрекали, что уж больно он умиляется купеческой добродетели и делает торгаша средоточием национальной красоты.
Но театральная публика решила дело в пользу Островского. Талантливейшие московские актёры и актрисы сразу почувствовали в его пьесах веяние живой, близкой и родной им русской жизни и в свою очередь отдали весь свой талант правдивому её изображению на сцене: надоели ходульные французские мелодрамы и пошлые водевили. Можно сказать, что с появлением Островского в России появился национальный театр. Вслед за Грибоедовым и Гоголем он надолго утвердил на нашей сцене «натуральную школу».
Хожу по дощатым полам маленьких светлых комнат и понимаю – это и не музей вовсе, это просто дом, тёплый, обжитой, уютный и удобный. Удобный для жизни, для спокойных бесед за самоваром, для радостного и обильного пасхального стола. И кажется, что хозяин только что ушёл, а домашним строго-настрого приказал нас приветить, согреть и всё показать. А посмотреть здесь есть что. Подумать только, вокруг нас 1820-е годы, быстро отстраивается и успокаивается послепожарная Москва. Комнаты деревянного барского дома, где разлит приглушённый, мягкий свет, хранят атмосферу и настроение спокойной, размеренной жизни. Вечереет, лампадка сияет под образами, во дворе зазвонили к вечерне – тихое семейное счастье. И никто ещё не знает, что маленького мальчика, который сидит на коленях у маменьки, лучшие люди России будут называть «Колумбом Замоскворечья», человеком, который открыл для своих соотечественников неизвестную доселе «страну».
А как интересно и умно расположены комнаты в доме, вокруг печи «венчиком», – это позволяет одной печью обогревать до четырёх жилых помещений. Хорошо сохраняют тепло маленькие комнаты, невысокие потолки, тяжёлые занавески. Вот в левой части дома кабинет отца писателя и комната матери, всё устроено добротно, удобно и по-своему красиво. Среди картин, фотографий невольно входишь в роль обитательницы этого дома: «Что-то самовар долго не несут, пора бы уж и чаю выкушать». А вечером сесть на диван и почитать вслух только что написанные сцены из новой пьесы. По крутой лестнице с резными перилами поднимаемся на второй этаж, пахнет травами, сухим деревом; с тёмного портрета на нас строго и напряжённо косит полная купчиха в атласной шали, толстые пальцы в кольцах крепко сжимают кружевной платок.
Прежде всего, сразу бросается в глаза, с какой любовью к хозяину устроена экспозиция, как бережно хранят его память сотрудники музея. Это с их помощью посетитель легко вживается в атмосферу второй половины XIX века, в мир персонажей Островского: диваны, столики, кресла, лампы – всё это уже не кажется экспонатами, представляется, что это ты стоишь у бархатной занавески и вглядываешься в окно: когда же приедет Паратов? Картины дают представление о типах, созданных писателем, а по старинным гравюрам легко воссоздать исторический облик ушедшей Москвы. Вся обстановка так завораживает, что, выходя, странно видеть высокие современные дома. Книги XVIII – начала XX века – с золотым обрезом, в кожаных переплётах. Мебель мемориальная, подаренная Дому-музею потомками драматурга.
И хотя в этом доме Островский жил всего три года после рождения, почему-то представляешь, как сидел в этих креслах уже погрузневший Александр Николаевич, может быть, обдумывая горькую речь Незнамова в «Без вины виноватых», – автору тогда было уже более 60 лет, а он только с 1874 по 1884 год написал 17 пьес. Интересна и другая сторона таланта Островского: его перу принадлежит целый ряд переводов иностранных пьес – Шекспира, Гольдони, интермедий Сервантеса. Оригинальных же пьес всего написано им 47, и 46 из них были поставлены при его жизни на сцене Малого театра. Это ли не счастливая судьба для автора! Его трудами образовано Общество драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого он оставался до самой своей смерти. В 1885 г. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища, добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.
Но многие этого не знают и представляют себе Островского эдаким полусонным купчиной с окладистой бородой, развалившимся в меховом халате в кресле, сработанном Собакевичем. Это те, кто, спеша в ЦУМ, ориентируются на известный памятник у Малого театра. А современная молодёжь, которая «проходит» «Грозу» в школе, так и не может понять, из-за чего вообще весь «сыр-бор» вокруг этой Катерины: «нам бы её проблемы!».
А он был талантливым, блестяще образованным и деятельным человеком. Драматическая сказка в стихах «Снегурочка» открывает особую сторону его творчества и души: только тонкий лирик мог создать поистине замечательнейшее произведение русской поэзии. Он прекрасно знал отечественную историю, любил русскую старину, и этой любовью пронизаны драматические хроники «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и «Тушино».
Посмотрев всю экспозицию, понимаешь, каким разносторонним было его творчество, какой насыщенной общественными делами и работой была его жизнь.
Пьесы Островского – настоящая энциклопедия русской жизни: он обращается к быту различных слоёв общества – тут и дворяне, и чиновники, мелкие и сановные, купцы и разночинная интеллигенция, военные, студенты, ну и, конечно, актёры, антрепренёры, особый околотеатральный народ. Жители губернских столиц и глухой провинции, усадебная жизнь. Отдельная галерея – женские образы, страстные, любящие и коварные, жадные, бескорыстные и жертвенные, волевые и преданные, разных сословий, тут и барыни, и приживалки, и купчихи, мошенницы и святоши.
Сам Островский по своей природе был вовсе не сатирик. С истинно эпической объективностью, заботясь только о правде и жизненности изображения, он «спокойно зрел на правых и виновных, не ведая ни жалости, ни гнева» и не скрывая своей любви к простому «русачку», в котором даже среди уродливых проявлений быта всегда умел находить те или иные привлекательные черты. По собственным его словам, он заботился прежде всего о том, чтобы показать на сцене русского человека во всей его широте: «Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее».
Славно мы провели время в гостях у Александра Николаевича! А ведь у него есть в Москве ещё один дом – Малый театр, который издавна называют Домом Островского. Вот соберёмся с силами, хоть разок «по ящику» не посмотрим очередного «Волкодава», а пойдём в Малый на «Доходное место»!
Фото Эдуарда ЛАПОВКА
Адрес: 119017, Москва, ул. М. Ордынка, 9. Тел.: 953-86-84, 952-11-40. Работает ежедневно с 12.00 до 19.00 (касса до 18.00), кроме понедельника, вторника и последней пятницы каждого месяца.
www.museum.ru/M308.