Ваш непонятный ребёнок: Психологические прописи для родителей. – М.: Самокат, 2010. – 440 с.– (Серия «Самокат для родителей»). – 5000 экз.
Большинство современных мам и пап оказываются в непростой ситуации, когда их ребёнок перестаёт быть малышом. Вдруг куда-то уходят привычные очертания детской доверчивости и наивности, суждения становятся грубовато-резкими и принципиально отличающимися от родительских. Любые предложения извне расцениваются как вражеское вторжение и встречаются кратким «нет». Неподкупно сжатые губы. Непослушно всклокоченные вихры. И конечно, иголки, которым позавидовал бы любой ёжик, моментально вырастающие при любой неосторожной попытке взрослого подойти чуточку ближе… Внешне они даже родителям почти не позволяют себя любить, хотя именно в этой любви, чутком, мудром внимании и тепле больше всего нуждаются.
С 12 до 16 лет – самый конфликтный, бурный и притом самый важный период их взросления. Наше время, практически исключившее из обихода подростка книги, прогулки по лесу, уравновешенные семейные отношения и даже достаточное общение со сверстниками (на школьной переменке, в другое время – некогда!), сделало подростковый кризис ещё более запутанным, непонятным и агрессивным явлением. А понять и разобраться необходимо. Иначе жизнь в собственном доме рискует превратиться в ад.
Беру стопку литературы о подростках. И что же? Отложим в сторону написанное не российскими авторами. Всё же наши традиции общения с детьми отличаются от западных. Бурно переиздаваемые ныне труды основоположников, затрагивающие проблемы подросткового периода, тоже вряд ли пригодятся – родителям нужна ориентация, как поступить в данный момент с конкретной проблемой, времени изучать научные трактаты нет. Сразу отбракуем и «труды» людей, желающих самовыразиться и самоутвердиться на этой теме, а не разобраться в проблемах подростков. Выкинем из стопки работы психологов, снабжающих свои поверхностные советы родителям анекдотами, байками и приблизительными пересказами зарубежных, не всегда достойных того идей. Останется всего-то четыре-пять книг, которые действительно стоит читать, и среди них работа Екатерины Мурашовой «Ваш непонятный ребёнок».
Васе Коноплянникову девять лет, на его носу – веснушки, на голове – тёмно-русый, тускловатый ёжик торчащих в разные стороны волос. В школе Вася старается, но учится плохо. Может быть, потому что часто болеет? Говорит тихо и неохотно, будто не считает, что сумеет сказать что-то интересное для собеседника. В классе у него нет ни друзей, ни врагов. Он живёт в большой семье. В одной квартире – мама, папа, Васин старший брат Гена, бабушка с дедушкой и тётя, сестра отца, с дочкой Ирочкой, есть ещё кот и собака-болонка. Тесно, конечно. Но Вася почему-то гулять не любит и почти всегда сидит дома…
Так начинается одна из глав книги. История «никакого» Васи читается как настоящий детектив с таинственной завязкой и неожиданным финалом. Расследование же проводит автор, семейный психолог питерской детской поликлиники. В разговорах с близкими Васи Елена Мурашова выясняет главное: девятилетний мальчик выполняет в семье роль громоотвода, гасит постоянно возникающие конфликты: вместо матери выслушивает излияния пьяного отца; попросив у бабушки оладушков, сводит на нет её конфликт с дедом; заступается за старшего брата перед родителями. «Вася руководствуется тем самым умом сердца… Он служит медиатором, посредником во всех конфликтах, он смягчает все острые углы и предотвращает все ссоры, которые получается предотвратить. И это именно его заслуга в том, что Ирочка ещё не превратилась в избалованную эгоистку, а воспитанный ремнём Гена не ушёл «налево». Вы удивляетесь тому, что он всё время сидит дома. Но он же не может оставить этот ваш муравейник ни на минуту. Вы же там без него все перецапаетесь, а ему потом – расхлёбывай! Вы удивляетесь, что он старается, но плохо учится. Что он часто болеет. Но ему же просто не хватает сил!»
Семнадцать глав, и каждая – болевая точка в наших непростых отношениях с детьми. Несколько историй о дошколятах, но ведущими мне кажутся главы, посвящённые предподростковому и подростковому периоду. Первая любовь и первая депрессия, «дурные» компании и вероятность полного погружения в рок-н-ролл, неврозы отличников и нежелание следовать школьным правилам, наконец, попытки уйти из жизни – проблемы, конечно, вечные. Но особенности нашего общества и времени, тот факт, что нынешние родители воспитывались в принципиально иных условиях и теперь с трудом представляют себе, как воспитывать своих детей, собственно, и превращают эти истории в детектив. В хорошем художественном тексте существует несколько смысловых пластов, которые раскрываются читателю в зависимости от его менталитета и возраста. Так же в работе Екатерины Мурашовой заинтересованному читателю раскрывается практически весь спектр причин, последствий и возможных выходов из конфликтных ситуаций с нашими детьми.
«– Мама, скажи: «фунь».
– Зачем это? – чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
– Ну ты просто скажи «фунь!».
– А что хоть это значит?
– Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи «фунь!».
– Да не буду я всякие глупости говорить!
– Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить! /…/
Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, – пустой звук».
Это – одна из ведущих проблем в современной средней школе. Схема «родитель велел – ребёнок сделал» уже не работает. Все решения взрослых уже пересматриваются открывшимся внутренним весьма скептическим оком.
Дети не могут не видеть, что отнюдь не все нынешние богачи хорошо учились в школе, потом в институте и благодаря этому стали успешны. А модно сейчас быть именно успешным, а не образованным.
В сознании некоторых подростков благодаря новостной политике нашего телевидения выстраивается прямая зависимость: развитие науки и цивилизации ведёт к уничтожению живой природы. Знания приводят к строительству городов, заводов, загрязнению окружающей среды, то есть к беде. Тогда зачем такие знания?
Многие дети не хотят учиться просто потому, что им неинтересно. В их мироощущении размеренные школьные и книжные знания, требующие внимания, запоминания и усвоения, проигрывают перед, как правило, пустой, «никчёмной», но заманчиво оформленной информационной насыщенностью телевизора и компьютерных игр. Школьные занятия проигрывают и в сравнении с возможностью свободного творчества, никак не сопрягающегося ни с грамотностью, ни с основами какого-либо ремесла. Многие дети легко и с удовольствием исписывают молниеносно придуманными историями 18-листовую тетрадь. Но упорно отказываются исправлять в своём же тексте грамматические ошибки. И со слезами на глазах садятся писать полустраничное упражнение по русскому языку.
Родители же не успевают за клиповым мышлением своих детей, не успевают отсортировывать нужную информацию от обилия «мусорной». Взрослые получали образование в иные времена и теперь, даже если и видят всю абсурдность сложившейся ситуации, просто не знают, как с этим справиться.
Екатерина Мурашова перечисляет все типичные ошибки, которые мы совершаем, пытаясь наставить чадо на истинный путь. Среди прочего говорит, казалось бы, простые истины: «Ребёнок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков… Оценка (которую дают ребёнку взрослые. – Н.Н.) должна быть взвешенной и аккуратной. Безоглядно хвалить ребёнка так же неполезно, как и постоянно ругать. Ресурс, на который будет опираться ребёнок в своём росте, совершенствовании и преодолении имеющихся недостатков развития, должен быть подлинным, иначе ребёнок потерпит неудачу и перестанет вам верить».
Главная беда Васи Коноплянникова – он не мог верить в то, что самые близкие ему взрослые люди могут решить без его помощи свои проблемы. Они же не спешили развеять его неуверенность. Вывод прост, и он подходит как к этой, так и ко многим прочим историям в этой книге, да и в жизни. Видимо, единственная связующая нить наших взаимоотношений с подрастающими детьми – это постоянное общение с ними. С одним непростым условием – говорить с ребёнком нужно так, чтобы он не переставал нам верить.