Одной из последних относительно крупных и драматических ролей в его фильмографии (которая при всех своих размерах отмечена в целом печатью какой-то случайности, массой проходных лент и вообще обидно несоразмерна такому артисту) стала работа в картине Владимира Бортко, снятой ещё в 1987 году. Чьё название – «Единожды солгав» – может послужить теперь родом антиэпитафии Евгению Яковлевичу Веснику, так сказать, ключом к попытке доказательства стройной теоремы его жизни «от противного». Он действительно был феноменально честен и в своём творчестве, и вне его, что для представителей актёрской профессии, выделяющихся сплошь и рядом «скошенными от постоянного вранья глазами», явление крайне редкое. Одну из своих книг, писавшихся им в последние годы с неуёмной жаждой недовысказавшего себя в искусстве художника, Весник так и озаглавил – «Врать не буду…».
Да и как мог позволить себе грех неискренности человек, в одночасье ставший в 14 лет круглым сиротой и отпрыском «врагов народа», бесстрашно выпрыгнувший из кузова энкавэдэшного грузовика навстречу годам скитаний. А затем прошедший от звонка до звонка всю войну и закончивший её командиром огневого взвода, с двумя солдатскими орденами «За отвагу». ХХ век прошёлся по начальному этапу его биографии тяжёлым катком, однако не смог совладать ни с бьющими через край жизнелюбием, остроумием (первый «воплотитель образа» Остапа Бендера – это о чём-нибудь да говорит!), ни с весниковской особой бескомпромиссностью. Когда в начале 90-х безусловного кумира зрителей Малого театра перестали устраивать творческая атмосфера и происходящее на сцене (которой было отдано три десятилетия и на которой был сыгран, кроме всего прочего, по-настоящему выдающийся гоголевский Городничий), Весник решительно покинул труппу и, по сути, покончил с актёрством.
Верный своим представлениям о высоком предназначении русского исполнительства, он категорически отвергал любые антрепризные и прочие сомнительного толка предложения. Роль в «Ширли-мырли» Владимира Меньшова практически подвела черту, а ведь с момента выхода фильма прошло уже без малого 15 лет.
В последние годы в немногочисленных своих интервью Евгений Весник сетовал на то, что его «все забыли». Теперь – вспомнили, сказано множество красивых и проникновенных слов… И так жалко, что хотя бы малая часть их не прозвучала прежде, чем упал занавес.
«ЛГ»