Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Компас без стрелки

01 января 2007

В начале 90-х случай свёл меня в купе поезда «Красная стрела» с одним известным петербургским писателем. Ехал он в Москву на заседание президентского совета, членом которого тогда являлся. Нечасто встречаешься с человеком, который может донести твои мысли «до самого верха», если, конечно, сочтёт их достойными того. И потому, наверное, я заговорил о самом главном, о том, что без нравственного ориентира, без компаса со стрелочкой «смысл жизни» наш человек заблудится. Он посмотрел на меня жалостливо и сказал что-то вроде: «Рано говорить об идеологии. Не поймут».

Ясно, чего боялись тогда, да и сейчас боятся люди, когда начинаются такие разговоры. Конечно же, гонений на инакомыслящих, отсутствия возможности выбора. Сколько раз в истории человечества пытались таким способом навязать «самый правильный путь», осчастливить всех поголовно, не спрашивая их желания.

Ещё в самом начале 20-х годов Замятин придумал страну именно такого «счастья». В этом мире всегда голубое небо, регулярная еда, труд по звонку, женщины по талонам, всеобщее голосование за Благодетеля. Но нет выбора, нет свободы. Благодетель вещает: «Я спрашиваю: о чём люди – с самых пелёнок – молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье, – и потом приковал их к этому счастью на цепь».

Но понимать роман только как пародию на коммунизм большевистского типа – значит сузить его значение. Разве не то же самое делают сегодняшние власть имущие, насаждающие «свою идеологию»? В погоне за прибылью наша так называемая цивилизация уничтожает и планету, и своего создателя – человека. Процесс морального падения характерен для всего мира, но в России, которая на долгое время была лишена религиозных «тормозов», он идёт особенно бурно. Деньги добываются любыми, самыми грязными средствами.

При этом как заклинание мы постоянно слышим слово «закон». Нам постоянно предлагают отправиться решать свои проблемы в суд, а над каждым чиновником, кажется, скоро поставят полицейского, а над ним – видеокамеру, чтобы взяток не брал, и в кабинете врача – камеру, и в аудитории, где проходит экзамен, и так до бесконечности, включая тех, кто обслуживает эти видеокамеры. За ними, конечно, тоже надо проследить. И за их начальниками, и за начальниками начальников. Путь затратный, бессмысленный и тупиковый.

Включить же другой резерв, внутренний, идейный, найти возможность изменить человека изнутри – это пока просто не приходит в голову. Хотя, в сущности, ничего особенного придумывать и не надо. Во все времена человек больше всего боялся СМЕРТИ. Что там, за тёмной дверью? И есть ли что-то вообще? И в связи с этим: как жить?

Основатели всех светлых религий как раз и говорили о том, что ждёт нас там, за дверью. Они каждый по-своему создавали образ будущего, показывали, за какие дела в этой жизни человек получит блаженство, а за что – наказание, и тем самым творили новую этику, спасая человечество от самоуничтожения. Но приходит новое время, и старая задача встаёт снова.

Важнее вопроса о смысле жизни, её конечности или бесконечности мы не найдём ничего. Сегодняшний уровень развития техники уже позволяет человеку заглянуть очень глубоко в тайны бытия. Но этим надо заниматься серьёзно и планово, отбросив наконец предрассудки и обвинения в метафизике, не навешивая на каждое непонятное (пока) явление ярлык мистики, подходя к проблеме не с заранее программируемым отрицанием, а научно, спокойно, опираясь на многочисленные опыты.

Пока что случаи взаимосвязи, взаимопроникновения миров, даже зафиксированные множеством людей, наукой попросту игнорируются как необъяснимые. Но разве книги Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» и другие – это не наука? Кстати Моуди, записавший тысячи рассказов людей о смерти как продолжении жизни, говорит, что ему пока не известны исследования научных институтов по этой теме. Но такие исследования были, и не в Америке, а, представьте, в СССР! И то, о чём говорится в книге Моуди, у нас было зафиксировано на плёнку!

Лет пятнадцать назад мне подарил свою книгу, изданную крохотным тиражом на средства автора, известный петербургский учёный, доктор наук Игорь Борисович Синани. Архив семьи Синани сейчас хранится в Российской государственной библиотеке. По сути, книга – это его дневниковые записи – неприкрашенные, правдивые. Например, страницы о войне, которую он прошёл «от и до», закончив в должности заместителя начальника связи армии.

Среди прочего есть в книге и рассказ о том, как в 1973 году под Ленинградом, во Всеволожске, он возглавил лабораторию, которая занималась довольно странной для советского времени тематикой. В частности, снимали на плёнку моменты смерти. Сначала безрезультатно. Затем, найдя определённую частоту колебаний электрического поля, создаваемого в палате, где лежал умирающий, в лаборатории были получены стабильные результаты, неизменно повторяющиеся во всех случаях смерти.

Плёнка фиксировала одно и то же – «туманный спиральный вихрь, вырывавшийся из тела человека, а в центре вращения – маленькую «планетку». Она как бы вбирала в себя вращающийся туман, а затем исчезала. После того как результаты исследований были доложены руководству, тематику закрыли, и вскоре лаборатория «случайно» сгорела со всеми снятыми плёнками. Но опыт остался.

Американский гипнотерапевт Майкл Ньютон провёл тысячи экспериментов с людьми, погружая их в состояние гипноза и путешествуя со своими пациентами по их прошлым жизням, но главным образом – между жизнями, в так называемом Мире Душ. О результатах он рассказал в книгах «Путешествие души» и «Предназначение души». Есть там и «тоннели», вспоминаемые всеми людьми, пережившими клиническую смерть, и многие другие детали. Рассказы пациентов расходятся лишь в мелочах, которые только подтверждают их правдивость. В частности, все вспоминают, как ТАМ им показывали их предыдущие жизни во всех подробностях и деталях.

Уже одной этой, научно подтверждённой информации было бы достаточно, чтобы люди начали вести себя по-другому, будучи убеждены, что за ними наблюдает некая невидимая телекамера, на которую, кстати, к радости Минфина, не надо тратить бюджетные деньги! Пока об этой «слежке» нам говорит религия, но её постулаты – вопрос ВЕРЫ, а как бы было хорошо, если бы всё это было подтверждено наукой, убедительной для всех.

Так что есть смысл становиться всё более совершенными. Но выбирать путь придётся самим. А если есть выбор – значит, есть свобода.

Сергей АНДРЕЕВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Наивно надеяться, что в рамках одной газетной полемики можно охватить тему поиска смысла жизни. Разумеется, и психолог Вилен Чудновский, со статьи которого был начат этот разговор, не ставил перед собой такую задачу. Его встревожила ситуация утраты содержания жизни, в которой оказались те, кто живёт по инерции. Он поделился своей тревогой, и, судя по пришедшим в редакцию откликам (лишь небольшую их часть нам удалось опубликовать), эта вечная для человечества проблема обострилась в последние годы. Поэтому, заканчивая разговор, мы не закрываем тему (которую, говоря в скобках, закрыть невозможно). Под рубрикой «Эхо полемики» мы будем возвращаться к проблемам поиска смысла жизни, без которого ни одна цивилизация не может ощущать себя жизнеспособной.

Отдел «Общество»

Обсудить в группе Telegram

Сергей Андреев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS