Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Комплекс бездушия

01 января 2007

ПОЛЕМИКА: «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

Вопрос о том, каким образом использовать особенности национального характера в процессе модернизации нашей страны, не нов, но от этого его острота не убавилась. Об этом были статья писателя Андрея Столярова «Комплекс духовности» и реплика телеведущего передачи «Кто мы?» Феликса Разумовского «От мифа к мифу»

(«ЛГ» № 20), а также эссе писателя Татьяны Набатниковой «Спасёт ли нас «общее дело», реплика журналиста Валерии Олюниной «Код русскости» («ЛГ» № 23), мнение поэта и публициста Марины Кудимовой «Русский Робинзон ждёт русскую Пятницу» («ЛГ» № 25) и статья профессора Александра Казина «Умом «русскую идею» не понять» («ЛГ» № 29). Сегодня мы продолжаем разговор.

Если судить по статье писателя Андрея Столярова «Комплекс духовности», её автор измучен валом рассуждений о «духовности». По его мнению, ими переполнены передачи радио и телевидения, газеты, а также речи политиков, артистов, писателей, врачей и режиссёров, даже не упоминая православных священников.

Александр Морозов. Выход из церкви в Пскове, 1864 (фрагмент)«В общем, деваться нормальному читателю-зрителю некуда», – пишет Столяров и немедленно переходит к сравнению либерализма, который «проектен», с российским патриотическим мировоззрением, с которым, наоборот, ему непонятно, что делать. Очевидно, Столярову непонятно также, что либерализм, патриотизм и духовность суть категории разных пластов бытия. Либерал вполне может быть патриотом, а патриот – либералом, причём оба могут оказаться абсолютно бездуховными личностями.

Далее Столяров пишет: «Данное (патриотическое. – Д.К.) мировоззрение предполагает, что у России (или у русского этноса) наличествуют некие особенности (константы) национального бытия, которые сложились в процессе исторического развития и потому не могут быть произвольно изменены. Этими особенностями Россия отличается от западных стран, и их необходимо учитывать в моделях социального проектирования…

Однако когда пытаешься выяснить, что собой представляют эти константы и чем именно они проявляют себя в специфике национального бытия, то как раз и начинается болботание о некоей особой «духовности» русского этноса, которая присуща ему изначально и определяет практически всё».

То, что условия обитания влияют даже на внешние физические формы людей, общеизвестно! Например, у представителей этносов, живущих в горах, где воздух разреженный и холодный, носы больше по размеру, чем у жителей равнин. Люди, издревле живущие «на северах», – низенькие, с увеличенной жировой подкожной прослойкой. В Африке люди тощие и у них тёмная кожа…

Но условия существования не могут не влиять и на культуру этносов, которую Андрей Столяров называет «некими особенностями (константами) национального бытия».

Теперь посмотрим на условия, в которых развивался русский этнос. Они тоже описаны многократно и подробно. Если кратко, в России из всех населённых территорий планеты самая суровая и продолжительная зима, самый короткий в году сельскохозяйственный период с неустойчивой погодой, ограниченный ассортимент возделываемых культур, плохая урожайность. Отсюда – низкий прибавочный продукт, не всегда покрывающий возможности даже простого воспроизводства населения.

Либерализм исходит из того, что индивид свободен во всех областях жизни, в том числе в экономике. А в России человек изначально был несвободен от суровой природы. И если бы здесь вдруг решили жить «каждый сам за себя», конкурируя за ресурс, то через год никого бы не осталось в живых. Либерализм в экономике предполагает свободу частного предпринимательства и конкуренцию ради накопления финансового капитала; на Руси экономика – это взаимопомощь в любых делах ради выживания социума.

Духовность – вовсе не пение православных мантр поутру. Духовность – такой настрой человека, который позволял ему воспринимать реальность с более высоких, нежели прагматические дела, позиций и соответственно себя вести. Делай добро, противодействуй злу! Вот в чём была суть. Делай не ради прибыли или гордыни, а ради улучшения жизни вокруг.

Все мальчики и юноши любят игры, в том числе силовые. Есть свободное время – ура, айда в спортклуб, или мячик погоняем во дворе. В старину дети были такими же. Да только если у немощного соседа покосился забор, мальчишка сначала шёл к соседу, чтобы поправить ему забор. А уже потом отправлялся играть в городки.

Это и есть духовность.

Сейчас, конечно, уже не так. Но вот в советское время создали тимуровское движение. А что такое были эти наши «субботники»? А высочайшая духовность воинов и тружеников, проявленная в Великую Отечественную?.. Причём прекрасно обходились без религиозной составляющей.

Кстати: вы заметили, что в русском языке слово «добро» имеет два противоположных значения?.. Человек, на 90% состоящий из воды, добро копит; человек духовный – добро творит. Для человека, сознающего самого себя «животным с разумом», труд – тяжкая обуза, и он работает, только чтоб добыть денежек; подлинный человек одухотворяет любой труд. Они ещё есть, такие люди, есть: ищущие делать добро вопреки давлению либеральной среды. Они – не рабы капитала, они воистину свободны.

У Мельникова-Печерского был описан случай. Дословно не помню, но суть передаю точно. Сын крупного купчины вернулся из Европы, где обучался бизнесу. И волжские дельцы, староверы, желая узнать, что это за наука такая, собрали ему вскладчину капитал для начала дела. Через год стребовали отчёта. Тот доложил: вытеснил стольких-то конкурентов, разорил стольких-то, захватил такие-то рынки, поднял цену, и прибыль у меня в отличие от вас, неучей, во столько-то раз выше. И стоит, гордый. Не-ет, сказали ему, нам такого бизнеса не надыть. И отняли капитал.

«Как эту «духовность» можно развернуть в конкретные политические, социальные и экономические технологии, отличные от либеральных, но не менее эффективные?» – вопрошает Андрей Столяров.

Во-первых, непонятно, что имеется в виду под «эффективностью». Как в анекдоте. Тёща заболела, зять спрашивает: «Доктор, можем ли мы надеяться?» Доктор отвечает: «Смотря на что вы надеетесь».

Темпы экономического роста России в прошедшем кризисном году болтались на нулевом уровне, а совокупное состояние десяти богатейших, свободных от социальной ответственности личностей выросло почти в два раза, с 75,9 млрд. до 139,3 млрд. долларов. Это и есть эффективность либерализма?

Во-вторых, представление о русской эффективности даёт история. Андрей Столяров полагает, что она ничему не учит. Нет, это он не хочет учиться. Как минимум тысячу лет Россия, не заражённая либерализмом, стояла вровень с самыми передовыми странами и даже превосходила их. Подтверждения объективные: результаты войн. На нашу страну нападали, и она не только побеждала, но и присоединяла территории, переводя внешние опасности в ранг внутренних. А для побед помимо храбрых солдат с высоким боевым духом нужны вполне конкретные технологическая и экономическая базы.

А вот когда Россия доверилась либерализму, тут-то и проиграла вчистую всё.

В-третьих, сама идея «свободной личности» безумна. Не может часть быть свободной от общего. Нет такого ни на Земле, ни во всей Вселенной. И потому на деле там, где либерализм объявлен, создают сложнейшие юридические механизмы, системы сдержек и противовесов, правила изъятий и перераспределений в пользу бедных. Ведь они, бедные эти, при суперэффективном либерализме никуда не исчезают, а только беднеют.

Так зачем же городить сложности, если можно вернуться к пусть теперь забытой, но природной, человеческой духовности в отношениях между людьми, в отношениях людей с природой?..

P.S. Смею предсказать: возвращение к духовности рано или поздно произойдёт само. Дело будет так. Сначала «свободные личности» полностью изведут на свои потребности природные ресурсы планеты. Потом либеральный проект перерастёт в полноценную войну всех против всех: буквально всех против всех (она уже началась). В живых останется суммарно от двухсот до пятисот миллионов человек, разбитых на мелкие группки в разных местах. Вот они и вернутся к духовности, а если нет – значит, человечество вымрет окончательно.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ

Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Калюжный

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS