Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Кому дороги слова из прошлого?

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

О. Козырев. Дневник замерзающего москвича. – М.: Гаятри, 2007. – 336 с.

О. Будина. Дневник. Говорящая беременность. – М.: Эксмо, 2007. – 288 с.

Представления о дневниковых записях, которые пишутся для себя, в сложные моменты жизни, или каждый день, чтобы «не позволять душе лениться», на фоне нынешнего издательского ажиотажа вокруг разного рода исповедальной, дневниковой и мемуарной литературы выглядят несколько старорежимно.
Пожелтевшая потрёпанная тетрадь, и в ней – меж чернильных клякс и помарок, рисунков на полях, звёздочек, прочерков, многоточий и дат, в незаконченных строках и обрывках мыслей – вдруг возникает настоящий образ пишущего этот дневник человека. Таким он не хотел бы показаться окружающим, таким, быть может, не знали его близкие. День за днём – поиск своего пути в мире… Поиск, чуждающийся посторонних глаз.
Эти тетради – хорошо, если дома, в письменных столах, а так – в прошлом. В полных собраниях сочинений великих…
Современные дневники в твёрдых обложках на мелованной бумаге – другое. Литературный жанр, ставший весьма распространённым в последнее время, многообразный, насыщенный, разномерный в руках профессионала, имеет несколько иную цену, когда воплощён человеком, далёким от литературного труда.
В своём «Дневнике» известная актриса Ольга Будина рассказывает о том периоде своей жизни, когда была беременна. Мысли, эмоции, желания, страхи, заботы современной женщины, мечтающей родить здорового ребёнка, – всё передано в небольшой, легко написанной книге, замечательно притом оформленной детскими рисунками. Но нужно оговориться, что в книге интонации и описания свойственны не дневнику как литературно-художественному произведению, а дневнику в первобытно исконном смысле слова.
Просто описывая свою жизнь в течение девяти месяцев: круг общения, образ жизни, диету, перемену в мироощущении, – Ольга Будина обозначает проблемы, о которых сейчас стараются умолчать, ограничивая в последнее время круг забот лишь цифрами: размерами «материнского капитала» и ростом рождаемости.
А проблемы эти значительны, и весьма. «Теперь моя жизнь разделилась на «до» и «после». В моём сознании всё перевернулось настолько, что… даже ещё не представляю себе, насколько! Я разочаровалась в карьере и светской жизни. И поняла, что не хочу и не буду заниматься поисками того, как сделать свою беременность и материнство наиболее удобными для себя…» Так или иначе, современная жизнь перед любой из женщин ставит этот вопрос – «карьера или ребёнок?». И это повод не только для внутреннего конфликта, но и разногласий с близкими людьми, которые привыкли видеть тебя в определённой ипостаси.
Как в пределах города найти место с «относительно чистым воздухом» для ежедневных прогулок, какую воду пить, как выбрать необходимые продукты, как найти профессионала-акушера, врача, который будет рядом и поможет советом в этот трудный для женщины период, – все эти проблемы женщина вынуждена решать сама. Ольга Будина озвучила в книге мысль, которая неотступно преследует всех молодых мам на протяжении многих лет: «…У меня сложилось такое впечатление, что пелёнки и одежду для младенцев придумывают люди, никогда не имевшие детей!» Книга отчётливо даёт понять, что государство не облегчает жизнь беременной женщины, а лишь усложняет её.
Рождение нового человека всегда было (и сейчас, несмотря на обилие научных теорий и исследований) окружено тайной. Ольга Будина попыталась разгадать её, может быть, в этой попытке и заключены смысл и главная ценность издания.
«Дневник замерзающего москвича» Олега Козырева – весёлые заметки человека, обращающего внимание на огромное количество бытовых мелочей. Он обыгрывает их в коротких высказываниях, иногда действительно очень смешных. И настолько добродушных, что в некоторых строчках, претендующих на смех, комичность ситуации настолько сглажена, что уже и не просматривается.
Воспоминания о самой морозной зиме нового тысячелетия: «Странно. Дорога до метро, которая раньше занимала двадцать минут, сократилась до двух. Прав был Эйнштейн». Забавно! «В метро непривычно тихо. Никто не переговаривается. Никто не читает. Все вычисляют, сколько им бежать до работы. Некоторые, вычислив, поворачивают и едут назад, домой. Домой ближе». Уже перебор!
В книге – не только о самой холодной зиме, но и о том, как мы болеем, работаем, ходим в магазин, любим свою страну, иронизируем над её руководителями, рожаем и воспитываем детей. Мужчина в отличие от женщины (см. предыдущую книгу) в состоянии отнестись к появлению ребёнка на свет с юмором: «Присутствие мужа на родах нынче считается делом более обязательным, нежели присутствие самой роженицы. Папа не знает, что со всем этим делать, но мужественно лежит в обмороке рядом с любимой».
Характерное для интернет-литературы отсутствие некоего внутреннего редактора, заставляющего тщательно подбирать слова, останавливать словотворчество, если об одном и том же сказано уже несколько раз, в этой книге чувствуется в полной мере. Слово «записки» точнее определило бы жанр, для дневника не хватает глубины осмысления происходящего.
И всё же, несмотря на степень искренности и качество литературной обработки, издание таких книг очень важно. Ими, как термометром, можно измерять степень открытости или замкнутости, образованности, интеллигентности, поверхностности или вдумчивости, агрессивности или спокойствия наших с вами современников. И эти дневники дадут возможность нашим детям и внукам узнать, какими мы были, ведь уже через несколько лет это время даже нам привидится совсем по-другому. 

Наталья НОМИРОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Номировская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS