Два века назад от стен Нижегородского кремля, можно считать – в поле, был перенесён монастырь. Своё название он получил со строительством храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В книге Н. Храмцовского «Описание города», вышедшей в 1859 году, читаем: «Местоположение Крестовоздвиженского монастыря было неудобно для мирной обители инокинь: с одной стороны – шум городской, с другой – во время навигации шум судоходный нарушали тишину его. Всё это побудило игуменью Дорофею перенести монастырь на другое, более удобное и более тихое место».
В конце ХIХ века на достаточном расстоянии от монастыря был возведён Вдовий Дом, именовавшийся «Нижегородским городским общественным имени Блиновых и Бугровых Вдовьим Домом». Пространство между этими строениями было где-то отмечено как Монастырская площадь, но в обиходе и даже в полиции вполне обходились без этого названия.
В советское время монастырь был закрыт, а на его месте размещались различные организации, из которых последним был завод имени Свердлова. Появилась необходимость в официальном названии площади, которым и явилось ни у кого долгие годы не вызывавшее отторжения увековечивание Лядова.
Активное освоение площади началось в 1950-е годы. Перед зданием бывшего монастыря выросло пятиэтажное общежитие № 2 Политехнического института (во Вдовьем Доме ещё раньше разместилось общежитие № 1). Оно почти полностью загородило бывшую обитель. В связи со строительством моста появился Окский съезд, по которому значился и упомянутый завод. В итоге некогда тихая площадь превратилась в транспортный узел с интенсивным движением.
Последние 20–25 лет интерес к площади Лядова проявляет епархия. Возродился монастырь, которому по наследству от завода перешла «прописка» по Окскому съезду. В плоскости фасада нового общежития появилась архитектурная композиция – арка, увенчанная главкой с крестом. Заметные издали буквы «Крестовоздвиженский женский монастырь» рождают у неискушённого зрителя иллюзию совсем не студенческой принадлежности всего здания. Кстати, в 2010 году епархия высказала заявку и на общежитие № 1 – под предлогом того, что в одной из комнат когда-то находилась домовая церковь. В 2005 году между общежитиями был поставлен Поклонный крест, а совсем недавно он уступил место скульптурной композиции, посвящённой Воздвижению Креста. Высота памятника достигает семи метров.
В последние годы площадь была существенно расширена, для чего было снесено десятка полтора домов старого Нижнего и вырублено сотни полторы деревьев. Над ней нависает слепая громада достраивающегося торгово-развлекательного центра.
Всё это, как и шум общественного транспорта, никак не мешает православным активистам сосредоточиться на названии площади. В ходе её реконструкции глава города Олег Сорокин сказал: «Название Монастырская будет гораздо уместнее. Ведь от старой площади почти ничего не остаётся». По сию пору неизвестно, была это его собственная идея или сказалось влияние «видных» нижегородцев. Обилие отрицательных отзывов породило интернет-опрос на сайте губернатора. Примерно две трети респондентов переименование отвергли, и страсти на некоторое время утихли. Но вот в апреле прошлого года мэр объявил: готовы документы о переименовании площади Лядова в Крестовоздвиженскую.
Сторонники названия «Монастырская» эту новость встретили с восторгом. Их никак не смущало то, что от едва различимых зрительных ассоциаций этот вариант уводил к трагическому событию, которое и по времени и территориально имело к городу отдалённое отношение. Ведь синонимом названия становилась христианская Голгофа, находящаяся в тысячах километров от старинного русского города.
Трудно отделаться от ощущения, что в данном случае налицо острое желание неких пассионариев избавиться, или, как выразился Бушин, «вытравить» привычное имя. В чём только с антисоветским азартом совершенно без всяких оснований не обвиняли видного историка, биография которого приведена практически во всех энциклопедиях! В гонениях на церковь, в организации массовых репрессий, в нехорошем псевдониме (настоящая фамилия его – Мандельштам) и даже в цареубийстве!
Не хочу, чтобы у читателя составилось мнение, будто я являюсь принципиальным противником возвращения старинных названий. В Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 год – город Горький) менялись названия улиц, переулков, площадей, церковных храмов, башен кремля. Ещё в советское время возвратились Георгиевский и Похвалинский съезды, улица Кожевенная, бывшая недолго улицей Демьяна Бедного; улица Широкая, побывавшая улицей Шуберта. Список этот можно продолжить. Но происходило это спокойно, без улюлюканья над отвергаемыми именами. Часто для сохранения уважительного статуса деятеля его именем называли улицу в другом районе города.
К настоящему времени большинству ориентиров, упомянутых в статье Бушина, возвращены старые названия. Некоторым – «не повезло», в частности тому, которое он вынес в заголовок статьи. Не будучи москвичом, не берусь предлагать что-то конкретное. Наверное, можно было бы установить заметную стелу или информационную доску, рассказывающую об истории улицы Тимура Фрунзе. Кстати, формальное возвращение не всегда приживается. В Великом Новгороде улице Тимура Фрунзе возвратили было историческое название – Оловянка. Но сейчас она имеет двойное название: Тимура Фрунзе – Оловянка.
Что касается площади Лядова в Нижнем Новгороде, то конца разговорам о ней, похоже, не предвидится. Последнее, что изобрели власти, – это пообещать городской референдум с соответствующим вопросом. Но его результаты вряд ли будут приняты во внимание. Создаётся впечатление, что клерикализация городского пространства Нижнего Новгорода находится в активной фазе. 18 июня в парке имени Кулибина был заложен «Библейский сад», ко Дню семьи (8 июля) в парке им. 1 Мая открылась скульптурная композиция в честь святых Петра и Февронии, а 30 июля на улице Ильинской открыт памятник святому Сергию Радонежскому.
Не здесь ли ответ на вопрос в названии моей статьи?
Александр ЕРМОШИН, НИЖНИЙ НОВГОРОД