Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июля 2014 г.
  4. № 26 (6469) (02.07.2014)
Настоящее Прошлое

Кому не нужно собирание земель?

02 июля 2014

История России. ХХ век. В 2-х т. – М.: АСТ, Астрель, – 2009. – 1144 с. + 944 с. – 5000 экз.

Двухтомная «История России. ХХ век», ответственным редактором и самым активным пропагандистом которой был профессор Андрей Зубов, стала весьма обсуждаемой книгой. Союзники профессора даже поговаривали, что именно эта книга поможет «покончить с русской катастрофой ХХ века». Всего-навсего.

Задача книги, как и боевитых интервью и лекций профессора Зубова, не скрывалась – преобразить, переформатировать общественное отношение к истории России. Прежде всего – вдолбить в головы, что СССР был империей зла, сугубо чёрной, позорной страницей в нашей истории. Это – попытка некоего «Нюрнберга» без суда. Книга претендовала на статус последнего слова в популярной историографии, а значит, и в идеологии.

Ниспровергателей всего советского хватало в последние годы перестройки и в первые годы ельцинских реформ. В России им, правда, не удалось прочно завоевать умы. Не захотели граждане проклинать недавнее прошлое, топтать историю отцов и дедов. Зато профессору Зубову это удалось. Его отец – дворянин, ставший коммунистом, выдающимся кораблестроителем, советским орденоносцем... Но сына это не остановило.

Историк Зубов вообще-то профессионально занимался азиатским парламентаризмом, в сфере его научного внимания с аспирантских лет пребывал далёкий Таиланд. К традиционному либерально-западническому канону он добавил «энтээсовский» антураж и старорежимную бородку на лице.

Профессор выглядит эдаким консерватором из эпохи «раньших» людей. И это вводит в заблуждение тех, кто уверен: барственная царская элита – сплошь патриоты и монархисты, сплошь стоят «За царя, за Родину, за веру». Но накануне революции почти вся российская профессура симпатизировала кадетам – партии отнюдь не монархической и, прямо скажем, красовавшейся «в чём-то британском». Кадеты ещё в начале ХХ века ставили задачу превратить Россию в страну индивидуалистов – правда, безуспешно. Во многом близок к конституционным демократам и наш собиратель «Истории России».

Кроме прочего, профессор Зубов – член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества межсоборного присутствия Русской православной церкви. Он приложил руку к многим важным церковным документам – таким как «Основы социальной концепции». Православным христианином Андрей Зубов стал в те годы, когда это не приветствовалось на государственном уровне. При этом будем помнить, что в Патриарший совет по культуре входил и боксёр Александр Поветкин. А потом оказалось, что он – убеждённый, практикующий язычник. От прямых параллелей воздержимся, но зубовская оценка недавних действий России в Крыму резко расходится с официальной точкой зрения РПЦ и большинства православных. А это уже вопрос принципиальный.

Профессор Зубов – честный либерал. У нас отношение к либеральной идеологии расплывчатое и бессмысленное. Для одних это – просто «всё хорошее», а для большинства – предательство, и точка. А у Зубова всё по хрестоматии: личное для него важнее общественного, а человек важнее государства. Иногда и человек, конечно, в его глазах слова доброго не стоит, но государство всё равно непременно гаже.

Либералам кажется, что такая философия – шаг вперёд по сравнению с традициями минувших веков. Звучит на первый взгляд и впрямь красиво. Но... получается-то агрессивный индивидуализм в феодальном смысле, и никуда от этого не уйдёшь. Эта болезнь заложена в самых красивых словесах либерализма. Постулат «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» неисполним на практике. Самые смелые гипотезы Маркса о коммунистическом человеке ближе к реальности, чем этот тезис. Капитализм – это экспансия бизнеса, подчас скрытая, спрятанная в хитрых бумагах двойной бухгалтерии. Но как тут без алчности? Как – без двойных стандартов?

Их демонстрирует и Зубов, скажем, когда повествует о Великой Отечественной, о вкладе СССР в уничтожение нацистской угрозы. Или когда не замечает, что активисты майдана развязали самоубийственный для Украины процесс, а переход Крыма под юрисдикцию России стал спасительным для солнечного полуострова и полезным для сохранения мирного равновесия в Причерноморье.

В решающие дни Зубов пугал нас: «А если крымские татары, которые категорически против русской власти, которые помнят, что эта власть сделала с ними в 1944 г. и как не пускала назад до 1988-го, если крымские татары обратятся за защитой своих интересов к единоверной и единокровной Турции?» Сразу видно, что в истории Крыма профессор разбирается слабее, чем в таиландском парламентаризме.

Кредо Зубова, которое бросается в глаза и при чтении «Истории России»: нам не нужно собирание земель. Куда важнее «сбережение народа», которое, по мнению профессора, не согласуется с усилением государства и расширением его влияния. Но это – полная противоположность нашим победным традициям. Получается, на деле профессор призывает к болезненной культурной революции!

И в царской России, и в Советском Союзе, да и в перволетописные Несторовы времена собирание земель всегда считалось благом. Недавняя крымская эпопея показала укоренённость этих устоев. Она соответствует нашей природе, её не выкорчевать. Невозможно русских превратить в эскимосов, бразильцев или бельгийцев. К постоянному освоению новых земель располагали наши реки и леса, степи и севера... Первопроходцы – вот имя лучших русских людей, олицетворявших чаяния народа. Это хрестоматийные слова, но, судя по глубокомысленным размышлениям Зубова, за них снова нужно сражаться.

И вот историческая закономерность: под флагом борьбы за права человека, за либеральные ценности мы обычно получаем социальную катастрофу заодно с ослаблением государства. Не только при Ельцине и Гайдаре так случилось, это – повторяющийся в отечественной истории сценарий. А либеральные блага получают очень немногие – узкий круг бенефициантов. Получается, как в былине: по либеральной дорожке поедешь – и коня потеряешь, и голову сложишь.

Извините, но государственное надёжнее. В том числе и в разрезе «сбережения народа».


Тэги: История России
Обсудить в группе Telegram

Евгений Тростин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Человек в Брюсовом

    17.01.2018
  • История из гаджета

    29.11.2017
  • История станет ближе

    29.06.2016
  • Забытый марш

    19.11.2015
  • Писатель и император

    14.10.2015
  • Заговоры и пропагандисты Смуты

    61 голосов
  • Своею собственной рукой,

    51 голосов
  • Человек в Брюсовом

    50 голосов
  • История из гаджета

    49 голосов
  • «Величайшее предательство»

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS