Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2021 г.
Общество Политика

Кому не писан указ президента?

Чем отличается цензура от общественного контроля

31 августа 2021

«ЛГ» публикует материал давнего автора газеты, рассчитывая, что дискуссия по теме цензуры, традиционно вызывающей широкий общественный резонанс, будет продолжена.

Инициатива председателя Общественного совета (ОС) при Минкультуры России Михаила Лермонтова о необходимости принять меры по прекращению «разложения общества как страшнейшей угрозы» (высказывание С.К. Шойгу) средствами общественного контроля стала одной из главных новостей ряда СМИ. Они возвышают голос «против цензуры и в защиту свободы творчества». Такая реакция была бы объяснима, если бы речь шла о цензуре. Однако и Лермонтов, и Шойгу призывают не к ней, а говорят о другом – об интересах государства, защите ядра национальной культуры, сохранении традиций, разумном использовании бюджетных средств. Частные театральные инициативы и антерпризы, не использующие бюджет, свободны в творческом плане, но всё же находятся в сфере полномочий ОС в плане соблюдения элементарных приличий.

На вопрос о защите национальной идентичности соответствующие государственные органы до сих пор не осмеливаются дать внятный ответ, замирая перед обвинениями в пресловутой «цензуре». Это бездействие в конце концов вызвало реакцию Следственного комитета РФ, последовало заявление министра обороны. При этом «спящий» с 2014 года Федеральный закон № 212 «Об основах общественного контроля» наконец обретает черты реального инструмента защиты традиционных культурных ценностей на сцене и в кино.

Показательно, что на моё обращение в ОС мне прислали ответ сразу из двух департаментов Минкульта (которому, кстати, ОС не подчиняется). Цитирую выразительное письмо из Департамента региональной политики, образования и проектного управления: «В целях обеспечения качества анализа информации и учёта полноты поступающих на данный вопрос о реализации Минкультуры России Указа Президента от 21.07.2020 № 474 «О национальной (так! – Авт.) целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в части создания условий для воспитания гармонически развитой личности и на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, планируется рассмотреть на заседании Общественного Совета ориентировочно в четвёртом квартале 2021 года». Простим стиль и грамматику, но главное – суть ответа бессодержательна. Предполагаю, что в руководстве Минкультуры может быть и иное отношение к проблеме общественного контроля.

Тем более что 2 июля 2021 года указом Президента РФ утверждена Стратегия национальной безопасности России, которая чётко обозначила обязательные для исполнения всеми меры «защиты традиционных российских духовнонравственных ценностей, культуры и исторической памяти». И здесь без участия широкой общественности не обойтись.

Порядок контроля с её стороны прямо прописан в Федеральном законе, который ничего общего не имеет со страшилками «о введении государственной цензуры». Но, как ни удивительно, именно министр культуры Ольга Любимова заявила, что не поддерживает предложение ОС о контроле репертуарной политики государственных театров, так как это не предусмотрено положением о ведомстве.

Однако Федеральный закон утверждает иное: ОС призван «осуществлять общественный контроль за деятельностью министерства. а также защиту прав и свобод граждан» и как субъект общественного контроля не имеет ограничений по полномочиям в части проверок соответствия репертуарной политики театров и других учреждений культуры, и не только федерального подчинения, но региональных и муниципальных.

Мне известно, что объявленная ОС программа рассмотрения того, насколько соответствует Стратегии национальной безопасности репертуарная политика театров, будет выполняться в рамках законодательства и с приглашением СМИ. При реализации полномочий ОС вправе рассмотреть ситуацию с соблюдением этических норм на сцене, в кино и даже в кабинетах, где принимаются решения о выделении огромных бюджетных средств на «разложение общества» путём продвижения продукции «аморального интернационала» (высказывание С.К. Шойгу).

ОС готовит встречи с руководителями театров и деятелями культуры различных регионов и планирует провести масштабное обсуждение проблем в конце сентября – начале октября.

Святослав Рыбас, писатель


Тэги: Святослав Рыбас
Обсудить в группе Telegram

Святослав Рыбас

Святослав Юрьевич Рыбас (род. 8 мая 1946, Макее... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помни Столыпина!

    14.09.2021
  • Толстой без защиты

    27.07.2021
  • Высоцкий не годился для агентурной работы

    12.02.2020
  • «Красный снег» и доброе сердце

    13.03.2019
  • Тегеран-43: до и после

    28.11.2018
  • Толстой без защиты

    70 голосов
  • Тегеран-43: до и после

    34 голосов
  • Помни Столыпина!

    34 голосов
  • Высоцкий не годился для агентурной работы

    18 голосов
  • Воплощение мечтаний

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS