В том, что это был именно поджог, убеждены как местные жители и краеведы, так и пожарные, принимавшие участие в тушении. Памятник культурного наследия XIX века, где в своё время жил и творил Паустовский, удалось спасти. Правозащитники считают, что поджог может быть на руку строительной компании, которая планировала на месте памятника построить два многоэтажных дома.
Последнее время в здании находилась вечерняя школа. О том, что она горит, пожарным сообщили в 3.32. И уже через десять минут к тушению приступил первый пожарный расчёт, в 4.12 пожар был локализован.
«Нет сомнений в том, что это был поджог, – рассказал «ЛГ» один из пожарных. – На чердаке нет никакой электропроводки, поэтому о самовозгорании говорить не приходится».
Дача Струковых, где с 1928 по 1930 год жил и работал Константин Паустовский, несмотря на то, что построена она была почти сто сорок лет назад, выглядит очень крепкой. По мнению экспертов, износ здания составляет всего 40%.
– Ещё в 1991 году готовился приказ о включении дачи Струковых в реестр памятников культуры регионального значения, но до ума дело так и не довели, – рассказывает председатель Пушкинского ВООПИиК Алла Громинова. – В начале прошлого года мы снова заказали историко-культурную экспертизу. В администрации района знали, что идёт процесс оформления документов, и всё же позволили провести публичные слушания.
О том, что на месте вечерней школы собираются построить два многоэтажных дома для обманутых дольщиков, стало известно в начале года. Публичные слушания, прошедшие 12 февраля, где обсуждался проект застройки этого участка, вообще должны были бы отложить. Но они состоялись, несмотря даже на то, что в адрес руководителя администрации Пушкинского района Маргариты Смайловской поступило письмо из Министерства культуры Московской области, в котором сообщалось, что дачу Струковых ни сносить, ни переносить в другое место нельзя. К счастью, благодаря вмешательству общественности по результатам встречи было принято решение не трогать историческое здание.
На следующий день на форуме пушкинского информационно-развлекательного портала пользователь Surickoff предрёк почти неизбежное: «Впору открывать тотализатор – сгорит вечерняя школа (дача Струкова) в ближайшее время или нет»... Ровно через два месяца, в день, когда было подписано распоряжение об отнесении дачи Струковых к выявленным объектам культурного наследия, она... загорелась. Почему пожар никто не считает случайным? В здании располагается вечерняя школа, а это значит, что оно оснащено пожарной и охранной сигнализацией. Выходит, что злоумышленники знали, где поджигать, чтобы о пожаре узнали как можно позже. И если бы не случай, дом, где когда-то собирались в гостях у Паустовского Маяковский, Булгаков и Асеев, мог сгореть.
– Дом Струковых – одна из первых дач в Пушкинском районе, – рассказывает Игорь Прокуронов, кандидат географических наук, один из тех, кто принимал активное участие в защите памятника. – Купец Николай Иванович Струков, который построил этот дом, был крупным московским коммерсантом. Кроме прочего, он прославился тем, что был одним из учредителей страхового общества «Якорь», что сыграло немалую роль в истории города. Когда здесь устраивали парк, поставили беседку, а она возьми и сгори. На выплаченные по страховке от пожара средства в Пушкине был построен Летний театр.
Летний театр – до недавнего времени ещё одна гордость Пушкинского района, где когда-то выступали Качалов, Собинов, Обухова, Шаляпин, – сгорел в 1993 году. Когда-то уютный, зелёный город стремительно превращается в смазанное серое пятно, с типовыми пятиэтажками и новыми высотками. В 1997 году в день рождения Маяковского пожар уничтожил дачу, которую снимал поэт, а прошлой осенью сгорел дом-усадьба купца Шарикова.
Алла Громинова, наклонившись, оттирает от грязи красный кирпич фундамента уцелевшей дачи Струковых. Где-то должно быть клеймо его изготовителя – «Челноковъ». Отыскав, она с нежностью рассказывает о самом доме и о липовой аллее, от которой осталась пара деревьев.
К счастью, при пожаре пострадала лишь часть кровли и чердака. В ближайшие дни планируется возвести новый забор, идут обсуждения об установке видеокамер. Прекратится ли после этого эпидемия пожаров на объектах культурного наследия? Или действительно открыть тотализатор: что загорится завтра?..