Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Конечная цель предпринимателя

01 января 2007

ПОЛИТЭКОНОМИЯ

Татьяна ВОЕВОДИНА

Забег на короткую дистанцию
Был советский районный продмаг – и вот в начале 90-х стал он первенцем российского капитализма. Сделали в нём евроремонт такой нездешней белизны, что и ступить-то по первости было боязно. И начал магазин торговать.

На первый взгляд жизнь там кипела: подъезжал-отъезжал «каблучок», подвозя товары со склада, шныряли взад-вперёд грузчики, звонили телефоны, что-то любезное бубнили продавцы-консультанты.

Но вот что я вскоре заметила: в этой деловой буче всё ощутительнее был привкус какой-то невнятной скуки. Во всей деловой суете было что-то нежизненное, не бодрое, искусственное что-то – вроде тех многочисленных тряпичных цветов, что были в изобилии расставлены повсюду в соответствии со вкусом жены владельца бизнеса. Шла эта скука с самого верха – от хозяев. Это я почувствовала сразу. Им было скучно. Они вроде и пытались затевать что-то новое, но всё это как-то понарошку, не всерьёз.

Бизнес скукоживался, угасал на глазах.

РИА «Новости»Деградация бизнеса – это всегда затягивающая воронка. Мало покупателей – мало денег; мало денег – мало товара; мало товара – ещё меньше покупателей; ещё меньше покупателей – ещё меньше денег …

Ну и дальше по кругу, только на всё более и более низком уровне. Попав в эту воронку, выбраться трудно, хотя и не безнадёжно. Вливание денег (если удастся где-то перехватить) не поможет: попав в воронку, деньги уйдут бесследно. Помочь могут свежая идея и личная энергетика хозяина.

Впрочем, всё это я поняла позднее, а тогда с изумлением наблюдала: бизнес умирает, а хозяевам вроде наплевать. Или скрывают? Да вроде нет. Один отдел закрылся, другой, сдавать помещения в субаренду оказалось выгоднее, чем самим работать: хоть нет прямых убытков.

Начальники ездили на работу всё реже; хозяин, сказывали, завёл бурный роман, директор увлёкся фотографией. «Как же так можно? – думала я мыслями своего покойного папы – советского директора завода. – Завалить работу! Не думать о коллективе! Ведь закройся магазин – человек пятьдесят останутся без работы».

Оказалось – можно, и даже очень. У хозяев, супругов лет сорока пяти, бывших интеллигентов из НИИ, на тот момент уже всё было. То есть квартиры две штуки – на Фрунзенской набережной и возле МГУ на Ленинских горах, обе с евроремонтом и непременной в духе времени перепланировкой. Машины – свежие, глянцевые! Дачки в экологически чистом западном направлении. Плюс коттеджи за границей: на всякий пожарный случай, да и престижно опять же… Ничего сверх этого их постсоветская фантазия им подсказать не могла.

Ну и чего ради гоношиться? Вот они и не гоношились. В магазине едва теплилась жизнь…

Десять лет пролетело с той давней поры, и вот год назад я оказалась в том самом районе.

В перерыве ради ностальгического интереса заглянула в то историческое по личным меркам место. Там помещался магазин «Ветеран» – товары первой необходимости для пенсионеров и инвалидов. Не иначе осталось от ушедших на покой предпринимателей какое-то утомлённо-пенсионерское информационное поле – вот и притянуло оно магазин «Ветеран». Удивительные символы порой произрастают сами собой среди жизненного бурьяна.

От первенца российского капитализма не осталось и следа. Он сгинул навечно.

ОНИ В ОТСУТСТВИИ ЛЮБВИ И ДОЛГА
Зачем предприниматель предпринимает?

Самый простой и очевидный ответ: чтобы заработать деньги. Ну, хорошо, ответ принимается: многие люди пошли в бизнес именно для этой очевидной и прозаической цели. Тогда следующий вопрос, вернее, два вопроса: зачем деньги? И сколько денег? Очевидный ответ: чтобы, наконец, пожить по-человечески. Под этим подразумевается довольно широкий диапазон возможностей: от «не смотреть на ценники в супермаркете» до средиземноморской виллы.

В любом случае, каковы бы ни были бытовые идеалы и притязания данного конкретного человека, при успешном ведении бизнеса они достигаются лет за пять.

А что дальше?

Если цель деятельности – личное благосостояние, то она достигнута. А раз она достигнута, деятельность можно и нужно прекратить. Куда ехать, раз вы уже в пункте назначения?

Очень многие и прекращают.

Когда-то я с изумлением наблюдала бизнесы, которые рушатся при отстранённом попустительстве их хозяев: можно ещё бороться, а он сидит сложа руки, а потом испытывает даже некое тайное облегчение. Теперь понимаю: ему ничего не нужно, он достиг своего потолка, у него, житейски говоря, и так всё есть.

Редко кто признаётся, что ему неохота работать, что цели за пределами личного мирка у него нет. Люди вообще редко признаются в своих истинных побуждениях и мотивах, а всегда находят им приличное и даже престижное толкование: государство не поддерживает малый бизнес, чиновники замучили проверками, налоги ужасны, да и вообще время бизнеса прошло…

Разумеется, заставить предпринимателя предпринимать – нельзя, это дело личное и добровольное. Сегодня даже и просто работать-то заставить не моги: сейчас тебе фашизм с тоталитаризмом пришьют. Но предпринимательская, как и всякая творческая, деятельность действительно возможна только по личному внутреннему побуждению. Нет его – и ничего не будет.

А ведь государство, общество, экономика, порядок вещей заинтересованы в том, чтобы предприниматель продолжал предпринимать. Если мы считаем, что народное хозяйство у нас будет развиваться силами частников-предпринимателей, то необходимо, чтобы их запала хватало не на три–пять лет.

Более того. Бегуны на короткие дистанции так-сяк возможны в торговле, в общепите, в финансовых спекуляциях. В финансовых спекуляциях особенно. Впрочем, и там они не успевают набраться настоящего профессионализма – именно поэтому наши бизнесмены всех профессий имеют налёт какой-то вечной импровизации и дилетантизма. Но всё-таки в этих сферах такие персонажи могут иметь успех. А вот если мы замахиваемся на развитие промышленности – тут требуется совсем иные человеческие типы.

Промышленная деятельность – это неизмеримо труднее и сложнее и, главное, длительнее, чем иные виды предпринимательства. Затеяв промышленное предприятие, ты на годы и годы приковываешь себя к этой галере без возможности соскочить: деньги-то вложены. Очевидно: производство надо любить, но одной любви мало. Любовь – чувство прихотливое, непредсказуемое и неконтролируемое, вспорхнёт цветными крылышками, да и улетит.

Тогда что? Тогда в дело включается такая серо-занудливая вещь, как долг. Религиозный долг. Религиозный – в смысле спущенный свыше, не рассуждающий. Ты обязан довести дело до конца, до успеха. Успех, учила протестантская религия, признак того, что ты спасёшься, что Бог тебя любит. Неуспех – соответственно признак обратного.

Винер Зомбарт рассказывает, как англичане XVII века рыдали от ужаса, слушая рассказы проповедников об адских муках тех, кто не спасётся. Вот чем исходно питались западноевропейское трудолюбие и трудовая дисциплина. Как-то не принято внятно и определённо об этом говорить, но факт остаётся фактом: индустрию создали члены протестантских сект. Даже не капитализм вообще, а именно индустрию, промышленное производство – самое трудное, что есть в предпринимательстве. Именно эта вера держала их в своих ежовых рукавицах десятилетиями. Хочешь не хочешь, прикольно тебе или не прикольно, а делай. Широко известны истории о капиталистах, которые держали впроголодь свои семьи, а деньги вкладывали в дело. Что их к этому побуждало? Вот это самое и побуждало – религиозная вера.

БЕДНАЯ КАПИТАЛИСТКА ИЗ ГОРОДА ЗОЛИНГЕНА
И, что интересно, некая подсознательная генетическая память об этом живёт до сих пор, хотя люди, возможно, её не осознают. Просто им кажется: раз начал – надо продолжать, нельзя сдаваться и прочие банальности. А в основе – религиозная вера.

Есть такой город в Германии – Золинген. Золингенская сталь, золингенские ножи – кто об этом не знает. Там есть мельница, колесо которой крутит местная речушка. Построена она ещё, кажется, в XVII веке, но не для помола зерна, а для заточки ножей. Так она и сегодня точит ножи. По городу лежат с незапамятных времён точильные камни: можно подойти и поточить. Такой вот город.

Cпециальные ножички для особых кулинарных работ, сделанные из знаменитой золингенской стали, придумывает и выпускает небольшое семейное предприятие: родители и взрослая дочь. Основал его дедушка в 1946 г.

Всё вроде благостно: уютный городок, дома, покрытые черепицей, семейный бизнес, традиционный промысел. Однако, приглядевшись, понимаешь: ситуация у них – аховая. Мелкие фабричонки, которых в Золингене немало, испытывают огромные трудности. Практичная немецкая хозяйка платить за марку «Золинген», в сущности, за понты, особо не расположена, а выйти на зарубежный рынок – непросто, да и там ещё неизвестно, что продашь. Они, конечно, участвуют в выставках, но всё это деньги, деньги, деньги. Притом ты их платишь сейчас, а отобьёшь ли – это вилами на воде писано.

Душа и мотор компании сегодня – молодая женщина Кристина. Она выдумывает маркетинговые ходы, произвела недавно ребрендинг. Крутится с утра до вечера. В позапрошлом году на очередной выставке была на руках с новорождённым ребёнком. Без всякой няньки. Пришёл потенциальный клиент – отдала ребёнка отцу, поговорила и опять взяла, напряжённо следя, чтоб не орал и не портил имиджа компании.

Поговорили «о женском». У Кристины, оказывается, есть мечта – устроить ребёнка в муниципальный детский сад. Вы не ослышались: именно так – в муниципальный! Детский! Сад! Оказывается, в западных землях ФРГ остро не хватает детских садов: молодые матери только недавно начали массовым порядком работать, а до того – предпочитали сидеть с детьми. «Вот в бывшей ГДР, – завистливо-мечтательно произносит Кристина, – там все женщины работали, вот и садов достаточно».

Верно сказано: лучше всего человека характеризуют его мечты. Вот и Кристинина мечта открыла мне существо дела: заработки владельцев небольшого бизнеса очень скромны и почасту проблематичны. Во всяком случае, они не превышают заработки квалифицированного специалиста-служащего.

«Ну и на фиг сдался такой бизнес?» – рассудил бы наш человек. Кристина имеет образование, знает несколько языков, среди которых китайский, неужто не устроилась бы на хорошую работу? Да прикрыть эту бездоходную лавку и забыть как страшный сон! Наши бы давно прикрыли, предварительно поныв, что государство не поддерживает народные промыслы, малый бизнес и всё такое прочее.

А эти – бьются. Зачем? Я попыталась осторожно выяснить, но не была понята. Как зачем? Положено так. Дедушка начал, мы продолжаем, ещё не все средства исчерпаны, вот я ещё тут придумала…

Когда человек что-то делает, не рассуждая, а просто потому, что так положено, – это этика, основанная на вере. Та самая протестантская этика. Впрочем, любая этика основана на вере – в геенну огненную или в «торжество коммунизма на всём земном шаре», но всегда на вере.

У нас, к сожалению, этого нет. Когда-то Сергей Булгаков (тот самый, которого выслали на «философском пароходе») в книге «Два града» представил дело так, что русские старообрядцы сыграли в становлении русского предпринимательства ту самую роль, которую сыграли протестанты в становлении западноевропейского капитализма. Он даже состоял в переписке с самим Максом Вебером на соответствующие темы. Вроде бы основания для такой аналогии были: большинство крупных русских предпринимательских династий были старообрядцами. Старообрядцы не пили спиртного (одно это способно выдвинуть русского человека на самые завидные позиции!), вели трудовой и воздержанный образ жизни, были скромны и богобоязненны. К тому же они находились во враждебном окружении, им были недоступны многие занятия, к которым были допущены адепты основной религии. Вот и пришлось им развивать коммерческие и предпринимательские таланты. Началось с торговли, а потом перешли к промышленности…

Трудиться и достигать успеха, и наживать деньги, и вкладывать их в новые проекты, и делать это не для чего-то, а потому, что Бог велит, – вот смысл протестантской этики. Наши шведские поставщики, рослые потомки викингов, которое десятилетие разрабатывают новые модели протирочных салфеток и расширяют круг своих клиентов – потребителей этих салфеточек. И никаких признаков скуки и утомления. Но для того, чтобы так мыслить и так чувствовать, требуется долг, именно религиозный долг.

«Я НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН!»
Сегодня говорить о долге – предприятие провальное. Покрутят пальцем у виска: «Ты что это, тётка, совсем что ли тронулась на старости лет: какой долг? Я никому ничего не должен!» Ну, в крайности промолчат тактично. Понятие долга – самое немодное из понятий. Долг – это совок, сталинизм, почти концлагерь.

Сейчас учат: я никому не обязан и не должен. Долг – устарелая категория. Современный метросексуал, передовой яппи никому ничего не должен: он делает нечто до тех пор, пока ему прикольно, пока есть драйв, и прекращает в ту самую минуту, когда эта тяга исчерпывается и драйв исчезает.

Я – пуп земли, я – центр мироздания, я – единственный и неповторимый – вот лозунг дня. Сегодня так воспитывают детей передовые родители.

В результате, как только человек насыщается, – он бросает всё. Бывает, что бросает и ещё раньше, но уж когда насытится, бросает гарантированно.

Знаю молодых людей, приехавших из провинции десять лет назад на завоевание столицы.

Была у них мечта – купить квартиру в Москве. Поначалу была большая активность, буквально рыли носом землю. Ровно до тех пор, пока квартира – большая и престижная – не была куплена. Сейчас они фактически прекратили работу. То есть делают необходимый минимум ну и плюс что-то прикольное – рекламные картинки, например.

Бизнес понемногу скукоживается, а им и горюшка мало – на жизнь-то хватает. При этом они всему находят приличное объяснение: кризис, рост конкуренции на нашем рынке, происки врагов.

Физически ощущаю скуку, которую они, бедолаги, испытывают, слушая мою деловую нудьгу. Они просто живут – наваристый, затейливый быт, отдых, воспитание детей. В общем, жизнь удалась. Только вот бизнес скользит вниз.

А ЧТО ТРЕБУЕТСЯ?
Нам требуется новая идеология, объединяющая всех в единое предприятие. В корпорацию «Россия». Все, каждый на своём месте, обязаны работать, и работать постоянно и добросовестно. Все трудоспособные граждане работать обязаны всегда, независимо ни от чего. Предприниматель – на своём месте, работник – на своём. Взращённый марксизмом антагонизм работника и хозяина разрушителен для национальной жизни и национального успеха. Разумеется, речь идёт о настоящих, а не липовых, назначенных властями предпринимателях.

Предпринимательский доход – это плата за риск и гонорар за идею. Предпринимательское сообщество – это наиболее сильные, шустрые, способные. В том числе и работоспособные. А кому много дано – с того много и спросится. В любом случае вот так взять да и бросить своё предприятие нельзя, недопустимо, грех.

Собственность – это не привилегия, а долг. Кстати, эту мысль высказывал славянофил Хомяков. Он считал, что его положение помещика и землевладельца – это не привилегия, а задание. Бог поставил его управляющим этим имуществом, и он должен управлять хорошо, в этом его религиозный долг.

Конечно, ничего радикально нового тут нет. Это идея корпоративного государства. Когда-то Ленин говорил, что мы должны превратить всю страну в единую фабрику, и это очень плодотворная идея. Да, верно, выражение «корпоративное государство», и не только выражение, но и сама идея была центральной в «доктрине фашизма» Муссолини. Ну и что же? В конце концов все политические идеи всех времён и народов восходят к трудам Платона и Аристотеля. Так что бояться и стесняться нечего.

Мне кажется, наш народ внутренне готов принять такую идеологию – идеологию общности, солидарности и единого дружного труда – каждый на своём месте. Разработка этой идеологии стоит в порядке дня, и мне думается, что это дело ближайшего будущего.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Конечная цель предпринимателя

Был советский районный продмаг – и вот в начале 90-х стал он первенцем российского капитализма.

2011-05-25 / Татьяна ВОЕВОДИНА
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Воеводина

Воеводина Татьяна Владимировна родилась в г. Ко... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS