В ночь с 7 на 8 февраля Китай встретит Чунцзе – свой Новый год, праздник весны. 2016-й по восточному гороскопу – год Обезьяны. Китайцы верят, что люди, рождённые в этот год, обаятельны, отличаются острым умом и сообразительностью. Надо сказать, что количество бронирований в родильных домах Поднебесной на первые дни восточного новолетия подскочило почти на треть.
В своё время эта госполитика была воспринята самим китайским обществом, а особенно его западными критиками, неоднозначно. В США её квалифицировали по разряду «нарушения прав человека» и на этом основании даже предоставляли китайским эмигрантам «политическое убежище». Правда, несколько лет назад американцы стали от этого отказываться. Может, поняли, что именно стремлением к полноценному обеспечению этих прав и была вызвана такая пусть жёсткая, но вынужденная мера.
И это не парадокс, если вспомнить Китай 40-летней давности – эпоху начала модернизации в патриархальной стране с преимущественно сельским полуголодным населением численностью чуть ли не в миллиард и с огромной динамикой роста – до 20 млн. человек в год. Как при этом за исторически короткие сроки побороть бедность, накормить народ, одеть его, дать жильё, образование, медицинскую помощь?
Китайские руководители с труднейшими задачами справились, в том числе и благодаря строгому демографическому контролю.
Однако Китай стал стремительно стареть, что привело к сокращению трудоспособного населения. Только за два последних года, с 2013 по 2015-й, оно уменьшилось на 3,7 млн. человек. При сохранении прежнего демографического курса эта тенденция нарастала бы.
По мнению китайских экономистов, стабильное поступательное движение может быть обеспечено при коэффициенте рождаемости в 1,8, сегодня же в Китае он едва достигает критического показателя 1,6. Возник и гендерный дисбаланс, считающийся потенциальными фактором социальной нестабильности: соотношение мужчин и женщин в Китае, по данным за 2013 год, 51 к 49. Так что оснований для демографической реформы оказалось более чем достаточно. Кое-кто считает, что с ней даже запоздали.
Есть причины и психологического свойства. Сегодня в Китае насчитывается более 140 млн. единственных детей в семье. Для них даже придумано общее определение: «маленькие императоры». Их научились отличать в толпе, на улице, в доме.
На эту тему в Китае даже специальные исследования проводились. И отмечалось, что поколение «единственных» в семье, родившихся с конца 70-х, отличается инфантильностью, эгоистично, не склонно к систематическому труду.
Поможет ли переломить эту тенденцию новый курс? И много ли родителей сразу решатся на прибавление в семействе? За прошедшие 40 лет в Китае многое изменилось, в том числе отношение к традиционным ценностям, одной из которых в Поднебесной издревле считалась большая семья. Однако беби-бума ждут.
Светлана Селиванова, собкор ЛГ, Пекин