Два года назад мы отмечали мой день рождения на природе. Сняли бревенчатый домик прямо в сосновом лесу: хорошо попарились в баньке, посидели в купели, а вечером за столом пели песни под рюмочку чего-то согревающего и ароматный чай. В общем, легли спать в полной уверенности, что день удался. Но всю эту романтику я особенно остро прочувствовал, когда лёг в кровать и мне прямо в глаз ярко светила луна. И светила она не из окна... а из огромной щели в углу, в которую я спокойно мог просунуть свою далеко не маленькую ладонь, вспоминает историю из жизни канал "Стеклянная сказка".
И эти щели — вот главная засада бревенчатых домов. Любой, кто пожил в срубе или купил его, поверив менеджерам с их сказками про «предков», «тёплый микроклимат» и «саморегуляцию», быстро понимает, что те самые предки и слыхом не слыхивали о современных строительных нормах. Чтобы сохранить тепло, свои избы они конопатили минимум два, а в идеале — три раза.
Сначала — сразу после сборки. Это основная битва с щелями, которых появляется великое множество.
Второй раз — через полтора-два года, когда сруб, якобы, окончательно садится. Но те, кто живут в деревянных домах, знают: брёвна усаживаются года три-четыре. А всё это время птицы, те самые, что несут яички, с упорством достойным лучшего применения выдёргивают уплотнитель отовсюду, куда могут дотянуться.
Третий, идеальный раз, — на 3-4 год. Только тогда дом становится более-менее герметичным.
Как видите, вся эта возня с усадкой совсем не вяжется с современным ритмом жизни, когда хочется заселиться побыстрее. И какому нормальному человеку охота каждые пару лет работать дятлом? Я лично конопатил свой дом из бруса на 150 квадратов и, скажу честно, ужасно устал.
Некоторые машут на это рукой и берут монтажную пену, даже не подозревая, что так они только приближают конец своего дома. После такой обработки, особенно без хорошей вентиляции, углы начинают гнить. К тому же, дерево «дышит» и каждый сезон рвёт пену, так что щели появляются снова.
После всего этого у меня вопрос: а нужен ли вообще этот демисезонный мазохизм?
Похоже, ту же проблему решили на другом конце света, там, где зимы ещё суровее наших — бывает и до -55 градусов. Вы уже наверняка догадались — это Канада. Там зимой такие морозы, что нашим якутам стало бы неловко.
Дело в том, что многие канадские охотники строят себе заимки в лесу. Сделать это нужно быстро, за короткое лето, чтобы к зиме дом был уже тёплым. В такой ситуации трижды конопатить сруб — это самоубийство, потому что можно запросто примёрзнуть к стене.
Чтобы этого не случилось, канадцы придумали свою систему утепления. При сборке сруба они обильно прокладывают брёвна мхом. Всё лишнее срезают, а вдоль щелей забивают просто невероятное количество гвоздей в нижнее бревно. Дальше — самое интересное: они замешивают очень плотный раствор из цемента и мелкого песка и намазывают его толстым слоем на все швы между брёвнами.
Такой дом можно утеплить силами одного-двух человек за пару дней. И вот что удивительно: мох отлично выводит лишнюю влагу, которая спокойно проходит через цементные швы, не давая дереву загнивать. При усадке бревно уменьшается, но его форма не меняется кардинально, так что цементный шов повторяет его контур и не трескается. В таком доме можно жить сразу после постройки, конечно, оставив место для усадки над окнами и дверями.
Кстати, раньше, когда цемента в тех краях не было, швы замазывали глиной. И что интересно, почти такая же технология была распространена в XIX веке в деревнях на Урале и в Сибири.
Сейчас для «тёплого шва» используют современные материалы, например, латекс. Но он, во-первых, безумно дорогой, а во-вторых, не «дышит» и часто приводит к гниению углов. Выходит, старый добрый цементный раствор лучше многих новомодных штук. Да и починить его проще простого: постучал молотком по проблемному месту, замазал свежим раствором — и порядок.
Фото: Freepik