Всякая нечисть сама вылезает наружу.
Ибо не вылезать она не может.
Председатель Мао
Тут президент Украины Ющенко поручил правительству отпраздновать в будущем году 350-летие Конотопской битвы. Отпраздновать не как-нибудь, а максимально пышно и громогласно. Изо всех сил. Бюджетных денег приказано для этого дела не жалеть. Согласно указу Ющенко в сии торжества войдут и фестиваль «Казаческий Родослав», и «научные конференции», и съёмки фильма, и выпуск специальных марок, конвертов, монет... В украинских сёлах и городах появятся площади, улицы, воинские части, школы и вузы имени героя битвы – гетмана Ивана Выговского. Под Конотопом запланировано создание эпической панорамы, музея, монумента «Каменные казаки под предводительством бронзового Выговского»... Словом, торжества намечаются эпического размаха.
Потому как для всякого реестрового украинского националиста конотопское дело – особое. Отрада для души. Бальзам на раны. Событие, «постоянно окружённое атмосферой благодарной памяти потомков-украинцев». Ещё бы, ведь согласно убеждениям националистов, «в ходе этой битвы украинская армия наголову разбила оккупационные русские войска». Ничего подобного в украинской истории больше не сыскать. Случай единственный, неповторимый, уникальный! Вот и не жалеют слов украинские историки-националисты. «Неслыханная катастрофа московских войск», «30 тысяч московских трупов устлали конотопские поля»... Чем не повод для радости? Можно даже ещё русских трупов добавить – пусть будет 50 тысяч. Чего жалеть?
Так что любой украинский националист – упёртый конотопец. «Конотопская битва – это бренд, это победа, которая должна получить всеукраинское и мировое признание», – заявляет нынешний министр культуры. Сумской губернатор, уже предчувствующий распил бюджетных денег, тут же заявил, что празднование – инициатива вовсе даже не президента Ющенко, а всего украинского народа. «Это знаковое в истории Украины событие, пример казацкой чести и доблести, на котором нужно строить патриотическое воспитание».
В общем, прямо по Пушкину:
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Несколько слов о самом сражении под Конотопом, причинах к нему приведших, его главном герое и последствиях этих событий для Украины и России.
Иван Выговский был шляхтичем польской ориентации – то есть считал население Малороссии за быдло, которое «надо взять за хохол и за собой водить». Став гетманом после смерти Богдана Хмельницкого, поначалу соблюдал договорённости Переяславской рады, клялся в верности России. Но когда его гетманские позиции заколебались, решил уйти «под Польшу». Причём Малороссия должна была войти в Речь Посполитую как «Великое княжество русское». Договор с поляками был подписан в Гадяче.
Однако огромная часть казаков и крестьян, прекрасно знавшая, чем грозит им пребывание «под поляками», выступили против Выговского. Тот принялся расправляться с непокорными, опираясь на поляков и отряды крымского хана. Это была самая настоящая резня. Русский царь выслал войско, чтобы успокоить ситуацию. Выговский был взят в плен, снова клялся в верности царю, был отпущен. И принялся снова сколачивать войско, снова привёл в страну конницу крымского хана. Они напали на русскую армию под Конотопом, основной удар нанесла татарская конница – в спину. Русские, вместе с которыми сражались и украинские противники Выговского, понесли тяжёлые потери, но смогли вырваться из окружения и отступили к Путивлю. Выговский послал польскому королю трофеи, взятые им под Конотопом, – ещё раз продемонстрировал, кому он служит на самом деле.
Что было потом? Пока Выговский торжествовал, отряды крымского хана принялись грабить Украину на правах победителя. Разрушения были страшными, в рабство увели десятки тысяч украинцев. Так страна заплатила за Конотопскую викторию. Уже через несколько месяцев казаки, не желавшие идти в рабство полякам, свергли «конотопского героя», лишили его гетманской булавы. Тот принялся мстить восставшим против него. Малороссия погрузилась в «руину». Непрерывные стычки и столкновения превратили цветущий край в пустыню. Сам Выговский писал польскому королю, что города «зарастают крапивой и окончательно уничтожены». Восставшие обратились за помощью к России. Конотопский герой бежал «в одной сермяге» в Польшу, бросив в Чигирине собственную семью. В Польше он занялся любимым делом – интригами и заговорами, был обвинён в предательстве и расстрелян.
Так что антирусские силы на Украине в результате конотопской трагедии ничего не выиграли. Похоронить решения Переяславской рады 1654 года не удалось. Говорить о «победе украинского оружия» под Конотопом – бессмысленно. Основную часть войск самого Выговского составляли польские, немецкие и прочии наёмники. Главную ударную силу – крымские татары. Без наёмников Выговский был ничто. Польский посол писал тогда, что он, «заручившись допомогою татарского войска... задумал одними тиранскими способами заставить казаков покоряться, иначе бы не мог удержаться». В то же время против Выговского сражались верные Москве казаки во главе с наказным гетманом Иваном Беспалым.
Так что превращать годовщину этой трагедии во всеукраинский праздник – кощунство. Но нынешним конотопцам не до исторической правды. Им что домового хоронить, что знаменитую конотопскую ведьму замуж выдавать...
Главный нынешний конотопец Ющенко решил действовать по прибалтийским лекалам. Русских, всегда живших на территории Украины, – даже предатель Выговский именовал своё несбывшееся княжество Русским! – теперь решено перевести в разряд потомков оккупантов и захватчиков. В общественное сознание внедряются идеи, что русские не только в советское время, но и 350 лет назад были на Украине оккупантами и потому должны испытывать моральную вину, чувствовать себя людьми второго сорта и вести себя соответственно.
Судя по тому, как закусил удила Ющенко, ему теперь, как и его герою Выговскому, ради власти ничего и никого не жалко. Так что, глядишь, праздниками на Украине объявят и взятие Киева ордами Батыя, и вступление в него войск Гитлера...
Ведь в обоих случаях убивали русских людей, а для сердца и души истых конотопцев милее этого ничего быть не может.