Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Консерватор и конец света

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Александр Дугин. Радикальный субъект и его дубль. – М.: Евразийское движение, 2010.

Новая книга радикального философа Дугина всего-навсего о конце света.

Эксклюзивность темы автор объясняет спецификой времени, в котором мы с вами живём, – времени конца цикла земного существования, времени предельного упадка Традиции, кануна конца света.

Уникальность происходящего, описываемой автором, состоит в том, что нормальные бытийные ориентации, в принципе существовавшие на всех этапах человеческой истории, включая самые неблагоприятные, нынче более не работают. И дело здесь не просто в глубине падения нравов – всё гораздо серьёзнее. Дело в том, что позитивные начала в современном мире подлежат систематической подмене торжествующими силами хаоса и деградации. По Дугину, именно они распоряжаются сегодня судьбами цивилизации на правах «высших сил».

Иными словами, мы с вами живём в мире, где душе совершенно не на что опереться. Куда ни глянь – всюду провал, подделка, уловка, симуляция. Нравы – фальшь, институты – рухлядь, наследие предков – ханжеское барахло, лишённое осмысленности.

Убеждённый консерватор – а Дугин именно таков – приходит к осознанию того, что консервировать совершенно нечего. Светильник погас, все пути за пределы человеческой юдоли ведут в преисподнюю. Нет и не будет больше пространства, в котором может осуществиться хотя бы жест Верности. До Дугина традиционалисты говорили о необычайных трудностях, с которыми сопряжён в нашем мире поиск путей Истины. Автор констатирует ситуацию, в которой Истина замела последние следы, и только кромешная тьма предстоит сознанию тех, кто ещё помнит, чем был свет.

Итак, традиционалистский дискурс заканчивается и… начинается рассказ о «радикальном» субъекте, который сможет действовать. Такова специфика «постсакральной воли» – важнейшей категории, вводимой автором в ходе изложения. «Постсакральная воля» не встроена в линию преемственности, поскольку на момент её пробуждения все нити традиции порваны. Однако не имеет эта воля и прямого отношения и к «раскрепощающим» тенденциям современности. «Сверхчеловек есть победитель Бога и ничто» – на эту формулу Ницше Дугин обращает особое внимание. «Постсакральная воля» – это то, что будет после того, как всё закончится. И мир останется без какого бы то ни было божества.

На страницах «Радикального субъекта» автор делает признание: именно тема «постсакральной воли» с самого начала была ядром, «красной кнопкой», если угодно, всего, что он писал. А писал он очень много.

Вот его сегодняшнее признание: «Все эти перекрёстные круговые комментарии, уточнения, развития отдельных тем и возврат на разных уровнях к изначальным интуициям и сюжетам вращаются, так или иначе, вокруг темы сверхчеловека и написанной в ранней юности статьи с тем же названием».

Дугин идёт дальше обычных консерваторов, главный лозунг которых – «Назад, к светлому прошлому!». Ни в коей мере не ставя под сомнение светлый характер этого прошлого, Дугин считает, что именно «постсакральная воля» с самого начала толкала мир к катастрофе. И тут борец «против современного мира» видит в происходящем «некую позитивную сверхцель». Какую? «Сверхцель в этом видении открывалась как испытание», – пишет автор.

То есть испытание уже началось. Какое? С каким исходом? Автор не ведает. От себя скромно заметим, что утешает лишь одно – испытаний в истории человечества было немало.

Илья ДМИТРИЕВ

Обсудить в группе Telegram

Илья Дмитриев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS