Радикальный субъект и его дубль. – М.: Евразийское движение, 2010.
Новая книга радикального философа Дугина всего-навсего о конце света.
Эксклюзивность темы автор объясняет спецификой времени, в котором мы с вами живём, – времени конца цикла земного существования, времени предельного упадка Традиции, кануна конца света.
Уникальность происходящего, описываемой автором, состоит в том, что нормальные бытийные ориентации, в принципе существовавшие на всех этапах человеческой истории, включая самые неблагоприятные, нынче более не работают. И дело здесь не просто в глубине падения нравов – всё гораздо серьёзнее. Дело в том, что позитивные начала в современном мире подлежат систематической подмене торжествующими силами хаоса и деградации. По Дугину, именно они распоряжаются сегодня судьбами цивилизации на правах «высших сил».
Иными словами, мы с вами живём в мире, где душе совершенно не на что опереться. Куда ни глянь – всюду провал, подделка, уловка, симуляция. Нравы – фальшь, институты – рухлядь, наследие предков – ханжеское барахло, лишённое осмысленности.
Убеждённый консерватор – а Дугин именно таков – приходит к осознанию того, что консервировать совершенно нечего. Светильник погас, все пути за пределы человеческой юдоли ведут в преисподнюю. Нет и не будет больше пространства, в котором может осуществиться хотя бы жест Верности. До Дугина традиционалисты говорили о необычайных трудностях, с которыми сопряжён в нашем мире поиск путей Истины. Автор констатирует ситуацию, в которой Истина замела последние следы, и только кромешная тьма предстоит сознанию тех, кто ещё помнит, чем был свет.
Итак, традиционалистский дискурс заканчивается и… начинается рассказ о «радикальном» субъекте, который сможет действовать. Такова специфика «постсакральной воли» – важнейшей категории, вводимой автором в ходе изложения. «Постсакральная воля» не встроена в линию преемственности, поскольку на момент её пробуждения все нити традиции порваны. Однако не имеет эта воля и прямого отношения и к «раскрепощающим» тенденциям современности. «Сверхчеловек есть победитель Бога и ничто» – на эту формулу Ницше Дугин обращает особое внимание. «Постсакральная воля» – это то, что будет после того, как всё закончится. И мир останется без какого бы то ни было божества.
На страницах «Радикального субъекта» автор делает признание: именно тема «постсакральной воли» с самого начала была ядром, «красной кнопкой», если угодно, всего, что он писал. А писал он очень много.
Вот его сегодняшнее признание: «Все эти перекрёстные круговые комментарии, уточнения, развития отдельных тем и возврат на разных уровнях к изначальным интуициям и сюжетам вращаются, так или иначе, вокруг темы сверхчеловека и написанной в ранней юности статьи с тем же названием».
Дугин идёт дальше обычных консерваторов, главный лозунг которых – «Назад, к светлому прошлому!». Ни в коей мере не ставя под сомнение светлый характер этого прошлого, Дугин считает, что именно «постсакральная воля» с самого начала толкала мир к катастрофе. И тут борец «против современного мира» видит в происходящем «некую позитивную сверхцель». Какую? «Сверхцель в этом видении открывалась как испытание», – пишет автор.
То есть испытание уже началось. Какое? С каким исходом? Автор не ведает. От себя скромно заметим, что утешает лишь одно – испытаний в истории человечества было немало.