Одно событие, на первый взгляд кажущееся не особо заметным на музыкальном небосклоне, на самом деле оказалось далеко не рядовым. 28 октября 2024 года состоялась пресс-встреча и знакомство с новым репетиционным залом Государственного Кремлёвского оркестра Управления делами Президента РФ, и это даёт повод поговорить и о самом коллективе, и вспомнить историю знаменитого Государственного Дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ), известного в народе просто как Дом радио.
Собственно, репетиционным залом оркестра стала легендарная Студия № 2 в здании ГДРЗ на Малой Никитской, 24. Встреча с журналистами началась весьма необычно: Владимир Дедюхин, советник и заместитель художественного руководителя Кремлёвского оркестра, провёл для журналистов экскурсию-квест. Об истории здания ГДРЗ он знает буквально всё! В своё время непосредственно на месте Студии № 2, находился храм Святого великомученика Георгия Победоносца на Всполье, в котором венчался Чайковский. В 1930-х храм был снесён, а вместо него построен Дом звукозаписи, в котором 5 декабря 1938 года осуществилась первая в стране студийная запись. С началом Великой Отечественной войны отсюда транслировались военные сводки, а в ночь на 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал Акт о военной капитуляции Германии.
ГДРЗ с самой большой в мире студией звукозаписи (Студия № 5), уникальной аппаратурой и акустикой (в Студии № 2 по последнему слову техники были даже установлены специальные вращающиеся колонны, позволявшие менять акустический фон) продолжал работу вплоть до 8 апреля 2018 года. А потом... К 2023 году, когда принималось решение о передаче Студии № 2 оркестру, это помещение уже было полностью разгромлено и, казалось, ремонту не подлежит...
Вся дальнейшая история больше похожа на чудо, о чём мы побеседовали с художественным руководителем и главным дирижёром Кремлёвского оркестра Константином Чудовским: «Пять лет наш оркестр существует на бумаге, а по факту всего два года. Когда мне сказали, что планируется создать лучший оркестр России – не побоюсь такого определения – я понял, что планка изначально будет поднята очень высоко. И то, что мы играем сегодня, и как мы играем – тому подтверждение. Мы теперь музыкальное лицо государства. Мне же остается только сказать: “Слава Богу за всё!” Однако сам период становления был очень непростой. Мы пережили пандемию. Собственно, в период пандемии оркестри рождался, проходил набор музыкантов. Наш первый концерт мы играли в Мариуполе. И мне кажется, это символично. Тем более что в Мариуполь мы привезли сразу Чайковского, его Четвёртую симфонию. И сейчас у меня невероятный подъём в душе! Концерты идут практически ежедневно. Мы ещё находим время репетировать! Музыканты буквально живут на сцене».
И это не просто слова.В оркестре царит настолько творческая и дружеская атмосфера, что её начинаешь чувствовать ещё до того, как зазвучат первые ноты.
«Наш коллектив создавался как коллектив единомышленников. Это самое главное для меня, – продолжает рассказ Чудовский. – Казалось бы, зачем было нужно создавать ещё один оркестр? А я подбирал, так сказать, своих людей, с которыми находился на одной волне. Для меня самое страшное, когда наше общее дело становится работой. Не выношу фразы “ты идёшь на работу; во сколько придёшь с работы и т.д.”. Это не работа. Это служение, это счастье. И у нас все музыканты оркестра думают точно также. Они любят своё дело. Вот например, мне кажется, что я раньше всех прихожу на репетицию. В 9 утра я уже здесь. Но обязательно кто-то уже занимается, разыгрывается, придя ещё раньше. Я ухожу поздно вечером, а кто-нибудь остаётся, группа целая может остаться выучивать сложные места. Где такое бывает, когда ты, дирижёр, приходишь на первую репетицию, а уже все играют чисто, уже всё готово, всё выучено, и ты можешь заниматься исключительно музыкой, т.е. трактовкой, концепцией, высокими материями? Это уникально!»
Уникально было и собрать «под одно крыло» такое количество первоклассных музыкантов. В оркестренесколько составов, фактически четыре оркестра в одном: симфонический, камерный, духовой и эстрадно-джазовый. Если не считать эстрадно-джазовый состав, который ещё формируется, в коллективе уже 134 оркестранта. Соответственно, в итоге будет около 160-ти человек. Как здорово, что теперь у них есть свой собственный дом!
И Константин Чудовский чувствует себя настоящим гостеприимным хозяином: «Что касается презентации нашего нового зала, то это не совсем проба пера. Мы недавно уже начали здесь репетировать. В феврале этого года Управление делами Президента Российской Федерации, благодаря усилиям которого мы получили репетиционную базу, провело официальную презентацию зала в помещении 2-ой студии. Но только сейчас пришло время, так сказать, позвать гостей на новоселье, поделиться нашей радостью, возможностью продемонстрировать как мы играем, что мы можем, на что способен сам зал, в котором мы теперь живём. Да! Мы вам показываем не просто зал, а наш дом. Представьте, что вы купили новую квартиру. Но пока она не отделана, вы же гостей не собираете? Только с приходом первых гостей дом начинает жить, и обретение собственного дома – это событие, с которым ничто не может сравниться!
Ремонт шёл целый год. Когда мы впервые увидели студию в том состоянии, в каком она находилась в последнее время, мы пришли в ужас. Всё в развалинах, битый кирпич кругом... Но день за днём мы были свидетелями того, как зал возрождался буквально из пепла. Это потрясающе интересно! Ведь буквально каждая дощечка меняет характер звука. Мы проверяли акустику зала сначала на аппаратуре, потом уже с оркестром. Когда создаётся что-то новое, так интересно наблюдать за процессом. Одно дело, когда тебя приглашают в готовый оркестр или в готовую студию. Совсем другое принимать участие в их рождении. И у меня так было! И с музыкантами, которые, до того как прийти к нам, никогда не играли вместе, и мы изначально формировали наш звук – у каждого оркестра он свой. И со студией – у каждого зала акустика тоже своя. Можно даже больше сказать! Студия “привыкает” к нашему звучанию и “отвечает” нам, а мы привыкаем к студии. Это потрясающий – взаимопроникающий – процесс!»
Акустика легендарной Студии № 2 действительно – и вновь не обойтись без этого слова! – уникальна. Ты будто находишься внутри звука, обволакивающего со всех сторон. Удивительное ощущение, особенно на пределах могучего оглушающего форте и нежнейшего воздушного пианиссимо.Заслуга в том и мастерства каждого оркестранта, и, конечно же, дирижёра. В заключение нашей беседы Константин Чудовский отметил: «За два года, что мы существуем, мы переиграли, по-моему, всё! С большинством солистов-инструменталистов и певцов выступали. И с хоровыми прекрасными коллективами тоже. Скоро, наверное, охватим вообще всех, просто не успели ещё, мы же слишком молодые (смеется). Очень много всего было. Мы участвовали и в проекте “Большая опера”. Вообще на канале “Культура” сделали огромное количество записей. Отметили юбилеи Рахманинова, Римского-Корсакова, Рихарда Штрауса, в честь которого сыграли “Жизнь героя”, где сложнейшую скрипичную партию блестяще исполнил Константин Казначеев, первый концертмейстер оркестра. И тут не могу не отметить ещё одну нашу уникальность: у нас каждый музыкант из оркестровой группы может выступать в качестве солиста. Чтобы не быть голословным, приведу один пример: скоро у нас будет очень интересный концерт, в котором есть три скрипичных соло; должны были пригласить какого-нибудь именитого скрипача, но мы решили обойтись собственными силами. Наш первый концертмейстер сыграет “Интродукцию и Рондо-каприччиозо” Сен-Санса, “Кампанеллу” Паганини исполнит второй концертмейстер, а “Вальс-скерцо” Чайковского – юноша из вторых скрипок, даже не с первого пульта. У нас не та ситуация, когда музыкант просто сидит в группе, не выходя за границы своей партии. Нет! Каждый при необходимости может прекрасно выступить в качестве солиста.
Мы действительно уникальный коллектив!»