Уже идёт возвращение к нормальной жизни освобождённых городов и посёлков Донбасса, Херсонской, Запорожской областей, действуют новые власти, всё больше тех, кто получил российские паспорта. Но военные действия продолжаются. Каковы перспективы СВО? Об этом разговор с известным военным аналитиком Константином Сивковым.
– Константин Валентинович, после того как наши освободили Лисичанск, в Киеве тут же нашёлся известный своими высказываниями умелец, который заявил, что отход украинских войск знаменует собой рождение «новой национальной военной школы» Украины. Это достойно, чтобы комментировать?
– Хм… Заявление советника Зеленского Арестовича, а он и есть автор очередной новации, очень сильно напоминает «новую национальную военную школу» гитлеровской Германии образца 1944-го или конца 1943 года, когда немцев гнали из Советского Союза и потом из стран Европы. Геббельс всё это подавал как новую немецкую стратегию, которая сводится к тому, что они сокращают линию фронта и за счёт этого и высокой концентрации войск будут добиваться побед. На самом деле это было просто бегством. То же самое и сейчас. Северодонецк, Лисичанск – это тяжёлое оперативное поражение украинской армии. Фактически полностью освобождена территория Луганской Народной Республики. Первая задача СВО выполнена. Начинается её очередной этап, стоят новые задачи. В Киеве постарались как-то оправдать свой провал. Им тем более обидно, что оставление ими Лисичанска произошло за несколько дней. Явно намечается нехорошая для ВСУ и украинских властей в целом тенденция. Какая? Если Мариуполь освобождали полтора месяца, Северодонецк – две-три недели, то тут понадобились считаные дни. А ведь Лисичанск минимум втрое больше Северодонецка по размерам. Это говорит о том, что боеспособность ВСУ утрачивается. Получается, что они уже не способны оказывать серьёзного сопротивления.
– Судя по всему, это замечают и на Западе. На днях британская газета «Индепендент» привела высказывания солдат ВСУ. Те говорят, что «восточный фронт – это ад», их просто бросают в пекло.
– В результате трёх месяцев боевых действий на Украине российские вооружённые силы завоевали абсолютное огневое превосходство. Мы изначально имели его в воздухе, теперь оно дополнено огневым превосходством в артиллерии. Изначально силы были примерно одинаковые – по 1000–1200 артиллерийских стволов. Сейчас артиллерийская составляющая ВСУ, включая реактивные системы залпового огня, в сравнении с нашей – это примерно один к двадцати.
При этом не только там, но даже у нас начинают плести басни, будто на Украине, несмотря на то что у них мало артиллерии, очень эффективно работает система целеуказания и эффективно наносятся удары по нужным целям. Это полная глупость. На самом деле теперь они фактически не способны вести контрбатарейную борьбу, утратили огневой паритет, и сегодня Россия имеет в этом полное превосходство. Ситуация для них тяжёлая, нет необходимой огневой поддержки, абсолютно нет авиационной поддержки. Кстати, военные ВСУ открыто говорят, что западные беспилотники ничем им не помогают, можно даже не направлять. Основная причина понятна. Как только беспилотник оказывается в досягаемости зенитных сил России, он тут же уничтожается. Их поставки фактически бессмысленны.
Представьте, как с учётом всего этого вести эффективные боевые действия?
– Ну, только придумывая сказки о «новой военной школе»…
– Россия сосредоточилась на ведении контрбатарейной борьбы, наше огневое преимущество будет только нарастать. Вернёмся к тому, что Украина-де умело вывела свои войска из зоны боевых действий, чтобы якобы перегруппироваться. Но мы-то этого и добивались, когда поставили Лисичанск перед угрозой полного окружения. И когда они оказались в поле, вне жилой застройки, то были подвергнуты массированным ударам авиации и артиллерии, понесли тяжелейшие потери. В частности, три украинские войсковые бригады потеряли там до половины личного состава.
– Можно ли прогнозировать, по каким направлениям будет далее развиваться СВО?
– Сейчас приоритетным направлением действий союзных войск, включая подразделения «Ахмата», является освобождение Донбасса. Будет решаться задача уничтожения расположенной в Авдеевке группировки противника. Далее – движение на Славянск и Краматорск. После того как будет освобождён весь Донбасс, надо полагать, что основные действия развернутся по двум направлениям. На севере будет решаться задача освобождения Харькова, на южном – продолжится движение вдоль Чёрного моря по линии Николаев – Одесса – Приднестровье. После чего можно будет двигаться в разных направлениях вплоть до западной границы Украины. Но это уже задачи следующего этапа.
Беседу вёл
Владимир Сухомлинов