Борис Никитский
Есть героиня, которую зовут Серафима (Ксения Трейстер), правда, не Корзухина, как в «Беге», а Саблина (тоже известная белоэмигрантская фамилия), есть проститутка Люська (Юлия Витрук), но не фронтовая подруга Чарноты, а коварная злодейка. Приват-доцента Голубкова напоминает врач-эпидемиолог Бородоевский (Кирилл Кяро), есть полковник Нератов (Александр Устюгов), трагической безысходностью похожий на Хлудова, а другого благородного белогвардейца сыграл Вольфганг Черни.
На коммерсанта Корзухина поначалу похожи сразу два криминальных типа из сериала: Ремнёв (талантливый характерный актёр Вячеслав Чепурченко, о котором «ЛГ» не раз писала) и Саблин (Сергей Марин, ставший известным после исполнения героических ролей в «Крепости Бадабер», «Начальнике разведки» и «Соборе»). Также в роли баронессы, вынужденной пойти на панель, – Оксана Акиньшина, британского банкира в Константинополе сыграл много снимающийся в России Дирк Мартенс.
Артисты очень хорошие, и время с местом действия булгаковские, но продюсеры во главе с Тимуром Вайнштейном – нынешние, и им не до осмысления трагического исхода русской интеллигенции во время Гражданской войны, хотя тема животрепещущая. Они хотят рейтинга любой ценой. И для него, проклятого, благородный русский полковник, потерявший во время Гражданской войны семью, становится, по сути дела, бандитом, крышующим проституцию. Он возглавит в тогдашней столице Османской империи русскую мафию, которая не только вытесняет из криминального бизнеса турок, но и противостоит коварным британцам, оккупировавшим Константинополь.
Конечно, к реальной трагедии русских эмигрантов сериал отношения не имеет. Коллизии высосаны из пальца, криминальные сюжеты с похищениями женщин и детей, боями без правил, рэкетом и бандитизмом взяты из наших 1990‑х и зарубежных боевиков и вместе с модной ныне темой пандемии помещены в Константинополь начала ХХ века. А тема ностальгии, которая была главной в эмигрантской среде 1920‑х и в пьесе Булгакова, присутствует дежурно.
Среди показанных в сериале семей, бежавших от большевиков, в основном очень бедные люди. Почему? Всё-таки эмигрировали из Советской России тогда в основном военные из врангелевской армии, а из штатских те, у кого были деньги, и ввиду принадлежности к «эксплуататорским классам» от большевиков они ничего хорошего не ждали. В сериале же в основном это униженные и оскорблённые, которые как будто эмигрируют в Америку в поисках лучшей жизни.
В итоге получилась смесь крайне слезливой мелодрамы с ангелоподобными барышнями, несчастными, но благородными, и, напротив, ужасно коварными проститутками и брутального гангстерского триллера а-ля рюс, в котором героически погибают практически все главные действующие лица.