В последнее время очень много спорят о проблеме третьего срока и даже о «партии третьего срока». Однако предметный анализ основополагающих норм Конституции РФ показывает, что данный вопрос решается просто, даже без внесения в основной закон каких-либо изменений, дополнений или поправок.
Главным (и неоспоримым) политико-правовым обоснованием права народа России оставить действующего президента у власти или досрочно прекратить его полномочия без конституционной правки являются установления статьи 3 Конституции: «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ» и «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Решающее значение имеет также закрепление этих норм в разделе «Основы конституционного строя», составляющем базу правовой иерархии (регламентации) по вопросам организации власти.
Производной от установлений статьи 3 Конституции является часть 3 статьи 81, согласно которой «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд». Именно эта норма постоянно пропагандируется, а потому преобладает в общественном сознании. Очевидно, что только на этом основании Владимир Путин отрицает даже возможность третьего срока. Вместе с тем на недавней встрече с журналистами Индии он заявил: как в любой демократической стране, вопрос о третьем сроке «нам нужно будет обсудить с гражданами России».
Бесспорно, что подобное ограничение по срокам весьма демократично. Это даёт обществу гарантии от стагнации власти и снижает возможность для злоупотребления ею. Но при этом оно не отменяет приоритет установлений той же третьей статьи. А это означает, что именно народ наделён конституционным правом решать вопрос о корректировке срока пребывания у власти как главы государства, так и других высших органов власти – в зависимости от положительной или отрицательной оценки их деятельности.
Для легитимности такого шага требуется проведение референдума. Можно возразить, что поправки (внесённые в сентябре 2002 г.) в Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» не допускают проведения референдумов во время избирательных кампаний, а также в последний год полномочий президента. Однако эта норма никак не согласуется с той же статьёй 3 Конституции, ибо если народ лишается права на референдум по вопросу избираемых им государственных органов, то он тут же перестаёт быть «носителем суверенитета» и «единственным источником власти». Такой вывод очевиден из названных установлений основного закона и, по существу, содержится в комментариях к нему и публикациях известных правоведов страны. Хотя бы потому, что в статье 3 наиболее существенным является взаимосвязь понятий «народный суверенитет» и «источник власти». Это – первооснова. Ведь в основе источника власти лежит воля народа, выражаемая в разных формах, среди которых первостепенное место занимает референдум как всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Таким важнейшим вопросом и являются организация и функционирование высших органов власти. Если конституционно закреплено, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, то он не может быть лишён постоянного права на выражение своей воли по её организации и функционированию. Как и права реагировать на позитивные или негативные процессы деятельности избранных им органов власти.
Поэтому сегодня нужно внести изменения в закон о референдуме из-за несоответствия установлениям статьи 3 Конституции РФ. После чего можно будет спокойно проводить референдумы по вопросу продления или досрочного прекращения полномочий главы государства…
Воля народа – превыше всего. А потому объективно возникшую проблему продления срока полномочий главы государства следует решать в полном соответствии с волеизъявлением народа. И такие примеры в международной практике есть. Известно, что президент США Франклин Рузвельт был избран даже на четвёртый срок, что основывалось на всенародном признании его выдающихся заслуг – в преодолении депрессивного кризиса, обеспечении интенсивного развития экономики и повышении уровня жизни. Могут заметить, что в Конституции США в те годы отсутствовало ограничение по президентским срокам. Но ещё со времени избирания Дж. Вашингтона установился неписаный закон, когда американских президентов избирали на два срока (на чём настаивали даже противники Рузвельта – олигархи и различные «ястребы»). Однако общество посчитало иначе.
Сегодня после двойного развала в течение XX века Российской империи и СССР, разрушения экономики, обнищания народа и резкой социальной поляризации общества в результате демреформ 90-х в аналогичной ситуации оказалась Российская Федерация. Именно потому те позитивные изменения, произошедшие в стране в период президентства Владимира Путина, получили одобрение подавляющего большинства граждан…