Цикл диалогов Михаила ЗАДОРНОВА на страницах «ЛГ» продолжает его беседа с Сергеем НИКОЛАЕВЫМ – директором и Вячеславом МАНЕГИНЫМ – редактором издательства «Алгоритм».
Нас учат, что якобы новгородцы послали за варягами, потому что порядка не было на Руси. Кто такие эти варяги? Варяги жили на побережье Балтийского моря. Это были, грубо говоря, рэкетиры. Рэкет всей Северной Европы. Разбойники, разноплемённый сброд. Дружина, которая ничего не умела делать, кроме как воевать. Большинство из них, вероятно, действительно были скандинавы. Когда произошло похолодание в Скандинавии, они вынуждены были только ходить в походы и отнимать добро у других. Но также среди варягов было очень много славян. Писатель Сергей Лесной доказывал в связи с этим один очень интересный факт. Нестор, по словам Лесного, убрал рассказ о Гостомысле, потому что как только появляется этот князь, так сразу же можно доказать, что Рюрик был славянином. Да, он был из варягов. Но из славянских варягов. Лесной показывает в летописях – в немецких, арабских, новгородских – одинаковую фактологию. Гостомысл был новгородским князем. До него Новгород платил дань варягам, просто разбойникам. Гостомысл разбил варягов, когда те в очередной раз пришли за данью. И больше Русь дань при нём никому не платила. Но у Гостомысла не осталось сыновей – часть из них погибла, часть умерла ещё во младенчестве. Дочерям же в наследство княжество, как известно, не передаётся. У старшей дочери был муж – католик. Народ не пожелал принять её сына, тоже католика. У средней дочери также был сын, но он сбежал в варяги. Это и был тот самый Рюрик, внук Гостомысла. Примеру Рюрика последовали его братья, Синеус и Трувор. А поскольку Русь была большая, то впоследствии все втроём они и были приглашены на Русь. Зачем? Дело в том, что Гостомысл организовывал защиту Руси от набирающей градус агрессии Западной Европы. Нужны были обученные дружины. Он призывал своих внуков княжить. В летописи написано: в русской стране нет не «порядка», а «наряда». А кому выдаётся наряд? Сейчас, например, наряд выдаётся рабочим – поехать исправить какой-нибудь телеграфный столб. Или, допустим, наряд милиции… Вот предки наши и призвали такой наряд, который мог бы защитить Русь от агрессивной политики Западной Европы. Рюрик пришёл и лишь возглавил то, что уже было организовано. Сергей Лесной доказывает, что никакие «разные прочие шведы» в нашу политику и культуру не лезли. Ведь шведов этих как нации в то время вообще ещё не было. А на Руси уже повсюду стояли города, и скандинавы называли Русь страной гардариков – городков и городов. Нет влияния скандинавского языка на русский, нет влияния на погребальные обряды, нет влияния на искусство, нет влияния на одежду, на торговлю, на ремесло, на крестьянский труд – никакого. Более того, при Ярославе Мудром мы вообще о варягах забываем. С дружиной Рюрика пришли скандинавы, потому что Рюрик с ними дружил. И действительно, скандинавы в то время появились на Руси, но только в качестве нанятых воинов. Вот и всё. И никакого норманского влияния. Пришельцы быстро растворились в русском народе, полностью ассимилировались. Почему? Да потому, что Русь была культурна, а они нет. Естественным образом они приняли культуру Руси.
Всё это обосновывается и доказывается в книгах Сергея Лесного. И поэтому мой низкий поклон издательству «Алгоритм», которое «вытащило» из забвения этого писателя. Жалко только, что произошло это уже после того, как его не стало. Но труд, совершённый Лесным, огромен и важен. Мне было приятно заметить, что расходится его книжка весьма активно. Я спросил в магазине: «Что, покупают?» – «Да». – «Молодёжь?» – «Да». Значит, как поётся в песне, «всё не так уж плохо на сегодняшний день». Значит, у народа есть интерес. Народ знает, где правда и где кривда. И естественно, хочет правды.
Теперь вопрос к издателям: как эта тема возникла у вас? И как вообще вышли вы на Лесного?
– У нас есть автор Ключников. Он работает во Франции, в ЮНЕСКО. Как-то он привёз несколько напечатанных в Париже книжек. Я, говорит, заядлый библиофил, всё оттуда таскаю. Поскольку я дипломат, меня никогда не проверяют. Привожу оттуда всё, что мне надо. И вот я, говорит, принёс вам несколько книжек. Рекомендую. Так случайно попала к нам и книга Сергея Лесного. Посмотрели – просто фантастика. Мы сразу поняли, что это книга, которая сейчас нужна, которая будет востребована. К этому моменту у меня сложилось следующее впечатление: сегодня востребовано всё, что связано с крахом норманской теории. Я, конечно, могу ошибаться.
– Я думаю, что вы правы. Нам настолько надоело быть, как пишет Лесной, удобрением западной цивилизации, что сегодня в России не только фонтанирует нефть, но и воскресает родовая память. Это является признаком нашего грядущего развития.
– Это не нефть, это идея, которая заново пробуждается в народе.
– А кстати, вы знаете, что Никола Тесла сделал автомобили без нефти? Он каким-то образом открыл звуки, которые движут предметами в торсионных полях. Очень может быть, что и пирамиды строились таким образом. Нас учат, что резонанс – это когда солдаты идут по мосту и мост обрушивается. То есть мы резонанс воспринимаем как явление человеческой агрессии. А он ведь может быть созидательным. Но созидательные функции резонанса потеряны у нас. Хотя я активно пользуюсь им, когда лечусь. Хорошо помогает.
– Я знаю, когда ещё вы пользуетесь резонансом. Если вы выступаете по телевидению и публики в студии нет, то не всегда смешно, а если собирается зал – смешно. Так резонирует публика.
– Ну, это я знаю. Резонансом также с успехом пользуются поэты. Но пользуются почти неосознанно. Поэт интуитивно умеет вгонять слово в торсионное поле. Если слово вышибает слезу и от него в дрожь бросает, это показатель оживления тех чувств, которых мы почти лишились. Потому что родничок затянут. Это сегодня особенно хорошо видно в соседних странах. В России, например, родничок понемногу раскрывается, а на Украине затянулся. Там предана родовая память. В политическом смысле не важно, кто такой Ющенко, – он прежде всего предатель родовой памяти. Как и Тимошенко. Я недавно был на Украине. Родничок затянут у них – я имею в виду прежде всего не народ, конечно, а политиков, – как следует.
– Может, это и не вяжется с нашим разговором, но мы сейчас готовим специальную книжную серию для Украины, где жизненно необходима экспансия русскоязычной литературы.
– Очень интересная тема.
– Нужны деньги, нужны типографии, нужны книги. На украинском языке – можно, на русском – нельзя. А уж тем более если в книгах написано не то, что одобрено сверху. Потом их невозможно реализовать. Сразу закроют издательство, типографию. Зато можно издавать в России и поставлять туда. Это нормальная практика, надо ею пользоваться. Конечно, если не закроют границы. А как ещё изменить ситуацию? Только так.
– Мы один народ. Корень у нас единый. Просто наш некогда единый язык разделился натрое: белорусский, украинский и русский. Когда спорят, какой из них главнее, – это неправильно. Но во многом украинский и русский языки разнятся. Например, там говорят про парня: парубок. А мы здесь говорим – парень. Парень – это сын ария пашущего. А парубок – это сын подмастерья, который рубит лес. Очень интересно вдумываться в слова. То, что у них «незалежность», у нас «независимость». Я говорю им: «То, что у нас висит, у вас лежит». Но украинцы сохранили больше элементов общего праязыка. Значит, соединением белорусского, украинского и русского языков восстанавливается природа праязыка. И если бы сегодня украинские политики прочитали Сергея Лесного и послушали бы то, о чём мы говорим с вами, они бы не разыгрывали язык как политическую карту, а поняли бы, что украинцы с русскими должны обняться как братья. И Лукашенко сразу присоединится. Потому что он не зашорен норманскими теориями. Но пока украинские политики только в норманской теории и существуют. Запад для них – всё. А ведь Запад – это западня для русского человека.
Но и у нас есть свой «ответ Чемберлену», ведь если Украина войдёт в НАТО, то такого количества улиц Ленина НАТО морально не выдержит. А Украина же ещё и со всеми памятниками Ленина войдёт… Когда я сказал об этом со сцены в одном украинском городе, концерт остановился. По-моему, меня туда больше не пустят. Ну и ладно. Я только что оттуда. Напоследок успел оторваться, рассказав сказку про колобка. «Колобок» – это ведь какая-то абсурдная сказка! О том, как кусок хлеба катался по пыльным дорожкам. Кто его вообще в рот захочет взять после этого? Но если вдуматься, всё тут гораздо серьёзнее. Коло – это Солнце. На боку вокруг Солнца катится Земля. Испекли Землю бабка и дед, то есть две сущности Бога – женская и мужская. И покатился земной колобок по орбите вокруг Cолнца. Войны, крестовые походы, инквизиция… Всё перенёс. Только рыжую торговку лису не одолел: земле человеческой опасны торгаши. И я когда это сказал на Украине, такой смех возник хороший. Но вдруг я добавил фразу, не ожидая, что произойдёт с залом. Я просто сказал, что Юлию Тимошенко в виду не имею. Что тут началось! Митинг практически. Я говорю: подождите, я же сказал, что не имею никого в виду. И опять. Остановить невозможно. Но вернёмся к нашей теме.
– Есть у нас такой автор, Пензин, так вот он интересную теорию выдвинул – о средневековых корпорациях, объединявшихся с торговыми целями. Одной из таких общинных корпораций, по его мнению, и были варяги. А вторая корпорация – Русь.
– Если опираться опять-таки на летописи, которые внятно толкует Сергей Лесной, то начинаешь понимать национальную идею России. Эта идея – земля, община. Когда я еду по Украине и по России, я вижу, что у нас оживает земля и на Украине тоже постепенно оживает. Там сегодня возрождается крестьянство. К простому народу возвращается родовая память. И пока Тимошенко ссорится с Ющенко, крестьяне знай себе пашут, выращивают пшеницу. Я недавно говорил с несколькими тамошними крестьянами, они мне всё растолковали: да пускай эти политиканы дерутся, только пусть нас при этом не трогают, нам не мешают жить. А когда не мешают политики, оживает родовая память. Без неё у народа не может быть благополучия. Пока же братья-славяне погрязли во враждебном торгашестве. Я вообще считаю, что Запад сегодня совершает агрессию против славян, не желающих сдаваться мировому рабовладельчеству. Кому-то очень хочется лишить нас земли и Родины. Ведь славяне сильны прежде всего чувством Родины. У нас на западный взгляд просто патологическая, животная страсть к своей земле. И пока это так, нас нельзя победить. Что же делать? Как лишить славян Родины? Уничтожить их историю, фальсифицировать её и попытаться превратить народ землепашцев в торгашей. А у торгашей где прибыль, там и Родина. И если славяне все захотят быть торгашами, то у них страсть к Родине быстро исчезнет. Останется лишь животная страсть к прибыли. Тогда весь мир станет рынком, большим таким базаром. И первый шаг к нему – норманская теория. Кстати, водка была завезена в Россию именно во времена Шлёцера и Миллера. Прежде водкой назывались травяные настои. Но при Екатерине II водкой именовался уже алкоголь. Было разрешено торговать им беспошлинно. Так осуществилась одна из первых диверсий.
Интересная деталь: на Западе некогда очень испугались Ивана Грозного. Им нужно было снести Рюриковичей и поставить Романовых. Поэтому через поляков они устроили нам Смутное время. Тогда только наши волхвы – Минин и Пожарский – смогли всему этому противостоять. А сегодня на Украине уже в чести те, кто ходил на Москву с поляками и держал осаду в Кремле. Теперь им памятники ставят в Севастополе.
Казалось бы, напрашивается вопрос: как возможно так легко и быстро переврать летопись, так изменить отношение к истории? Я приведу пример из нашей текущей жизни. Пятьдесят лет прошло со Второй мировой войны, а сегодня большая часть мира не знает, что Советский Союз воевал против немцев. Рядовые американцы всерьёз думают, что это они Гитлера битами прогнали, высадившись эдаким бейсбольным десантом, а некоторые японцы полагают, что именно русские скинули на них атомную бомбу. Эстонцы уже распевают песни о том, как они гоняли и били русских. На что я им как-то сказал: видимо, мы, русские, ползли, раз вы нас догоняли.
– Вы упомянули Грозного царя, с ним всё не так просто. Как вы правильно заметили, против него боролся Запад. Потому что царь был врагом номер один для мирового сообщества. Как раз в то время, собственно, и зарождалась идея так называемого европейского равновесия. Само собой, Грозный был против, потому что это предусматривало расчленение России. Это первое. Во-вторых, он боролся с торгашеством. Сохранились его письма польскому королю. Король выдвинул требование пустить в Россию еврейских торговцев, которые тогда в большом числе жили в Польше. Грозный отказал, достаточно резко. Там было несколько пунктов, в частности, тот довод, что вместо торговли они займутся шпионажем, вредительством и каббалистикой. Ну и в итоге Грозного отравили. Не только его самого, но и всю семью. Сейчас это уже доказано. Исследованы останки. Все жёны Ивана Грозного (их, кстати, было всего четыре, а не семь, как обычно говорят) были по очереди отравлены. Причём умерщвлены совершенно дикими дозами яда. В основном их травили парами ртути.
– Видимо, особенно хотели уничтожить первую жену, которую царь по-настоящему любил, Анастасию.
– Сейчас всячески стараются опорочить эту идею. Вплоть до того, что пишут выдумки о том, как царь якобы отправил Анастасию в монастырь. Вообще же миф, что Грозный был многожёнцем, пошёл от Бориса Годунова. Годунов, когда пришёл к власти, разослал циркулярное письмо, в котором запрещал поминовение царевича Дмитрия как царского сына, потому-де, что тот был незаконный, родившийся от шестой жены. Потом уже заговорили о седьмой жене, даже о восьмой. Повторяю, их было всего четыре.
– Вот лишнее доказательство того, как я прав. Недобитые торгаши всегда пишут или, точнее, заказывают летописи. Но вот те ужасы, о которых повествуют зомбированные мифами историки, – что в них правда?
– Можно просто сравнить цифры. За время правления Ивана Грозного, а это почти 50 лет, было казнено от 4 до 7 тысяч, самое большее 8 тысяч человек.
– Сталин как-то назвал Грозного хлюпиком...
– Да, Сталин считал, что ошибка Ивана Грозного заключается в том, что он недорезал несколько боярских родов. А на самом деле царь боярские рода практически не трогал. Он взял представителей из тех родов, которые могли претендовать на царскую власть, то есть таких, как он сам, потомков Рюрика, в основном из Суздальской земли, и переселил их в Казанское ханство. На несколько лет. А за это время провёл полную реорганизацию суздальских земель, вывел их из-под контроля этих Рюриковичей. Ведь они же считали себя равными царю. Потому что до Московского царства начиная с Киевской Руси была организована целая система прихода к власти, когда первые три брата правили один за другим – за старшим второй и третий, на этом цепочка братьев прерывалась, начинали править племянники – сын старшего брата, за ним сын среднего и т.д. А самые младшие братья не правили никогда. Потом уже с Андрея Боголюбского стала воплощаться идея престолонаследия от отца к сыну. Но мысль о том, что они тоже имели право на власть, осталась у суздальских Рюриковичей. Ведь они были фактически царями в своих землях и могли улучить момент для захвата центральной власти. Они готовы были разорвать страну, и если бы не Иван Грозный, Россию ожидала бы та же самая участь, что и Польшу, где любой дворянчик имел право вето на сейме, чтобы заблокировать решение короля, и т.д. В конце концов Польша развалилась, соседи разделили её на три части. То же самое непременно произошло бы и с Россией, если бы не царь Иван. Он эти рода боярские просто подрезал под корень. Нет, он их не убивал. Просто выселял в казанские деревни. Пока они там жили, он здесь всё перемешал, всё перетасовал. Опричнина, собственно говоря, и была такой перетасовкой. У нас никто не говорит сейчас о том, что опричнина путешествовала по стране. Год в одном месте, год в другом. А за это время царь, так сказать, перебирал местное население, переселял кого надо в другие места. То есть он подрывал экономическую и политическую власть людей, которые могли развалить страну. И только некоторых казнили. Но как? Допустим, человек убегает к польскому королю. Его на границе ловят. Возвращают. Идёт следствие. Приходят к царю остальные Рюриковичи и говорят: слушай, это же наш родственник, как же мы ему голову будем рубить? Давай простим. За ними следом приходит митрополит Московский (тогда патриарха ещё не было), тоже жалуется: это же не по-христиански. Ладно, говорит царь, соберите залог за его прощение и целуйте крест, что он больше так не будет. И скидывались, и целовали. Потом, через год, через два, помилованный снова выкидывал какое-нибудь коленце. Убегал, изменял или ещё что-нибудь. Его опять прощали. И так по нескольку раз, пока в конце концов не отрубали изменнику голову. Кроме того, очень многие из тех, кто якобы был казнён, на самом деле казнены не были. Ужасы, которые мы знаем об Иване Грозном, базируются на сочинении Карамзина. А Карамзин просто-напросто переписал князя Курбского.
– Предателя, изменника России.
– Да, изменника. Курбский списался с польским королём, получил в награду несколько тысяч десятин земли в Польше, несколько городов, несколько десятков сёл и потом сел писать свою книжку, чтобы оправдать себя и обвинить царя в глазах потомков. Карамзин взял эту книжку, переложил её на современный ему язык, и теперь все эти факты мы знаем в его подаче. Но если посмотреть внимательно, очень много фактов, изложенных Карамзиным, не подтверждается. Сравним ещё две цифры. Иван Грозный казнил за полвека своего царствования максимум 8 тысяч человек, а в одну Варфоломеевскую ночь 30 тысяч гугенотов были убиты без суда и следствия, причём сам французский король стрелял из окна своего дворца по бегущим людям…
– Замечательное сравнение. Если позволите, буду говорить об этом со сцены.
– Ради бога. Но это ещё не всё. Возьмём Англию. Та же первая половина XVI века. Только за бродяжничество – не за убийство, не за воровство, а лишь за то, что у человека не было дома, – казнили 70 тысяч англичан. Их повесили. Каждый шериф, то есть это участковый по-нашему, мог вешать по своему усмотрению. В это же время при Иване Грозном в России никто не имел права приговаривать человека к смерти, кроме царя. Был создан специальный институт приставов, которые из любого города в Москву доставляли царю человека, обвинённого в преступлении, за которое надо казнить смертью. А таких преступлений, кстати, было совсем немного.
– Да. Он лично разбирал каждое дело. Англичане приехали тогда, посмотрели и говорят: в России законы намного лучше английских. Потому что английские законы кормят законников, в суде невозможно решить дело без так называемых стряпчих. А в России каждый может себя защищать в суде сам. Возьмём ещё для сравнения Германию. Там после подавления крестьянского восстания казнили – не убили в бою, а именно казнили – после замирения 100 тысяч человек. Единовременно. Неужели после этого Ивана Грозного можно назвать самым жестоким тираном всех времён и народов? В этом виноваты мы сами, русские. Потому что те 7 тысяч или 4 тысячи человек настолько поразили русское сознание, что мы этого забыть не могли несколько веков.
– Мы не можем простить 4 тысячи, а Запад простил сам себе всех сожжённых еретиков и ведьм.
– Да. Или, например, Генрих VIII в Англии. Он всех своих жён передушил и обезглавил, а ему поставлен памятник. Между тем у нас, когда сооружали памятник, посвящённый тысячелетию России, исключили фигуру Ивана Грозного, человека, создавшего фактически Российскую империю. Он завоевал Казанское царство, завоевал Астраханское царство, завоевал Северный Кавказ, при нём началось, собственно, присоединение Сибири, хотя она и ещё раньше была практически присоединена, потому что дань платила. И этому человеку, который в два раза увеличил территорию России, после чего она стала размером больше всей Европы, включая Польшу, памятника нет. Из тысячелетия России он вычеркнут. Вы говорите, где-нибудь да поставят. Вот пример из современной жизни. В Ярославской области решили поставить памятник Грозному за счёт местной власти. Тамошний архиерей выступил категорически против. Говорит, здесь какая-то организация опричников хочет памятник поставить. Это, дескать, дестабилизирует и политическую и межнациональную обстановку во всей области. И в итоге он добился того, чтобы губернатор отменил установку памятника. Вот такой грустный пример. Но с другой стороны, то, что памятник Грозному хотела поставить именно местная власть, – это уже явное свидетельство: идеями его сейчас всё больше проникаются. Потому что, собственно, когда-то он уже решал те вопросы, которые ныне снова стоят перед Российским государством.
– Ведь при нём было самоуправление?
– Да, самоуправление было.
– Это как раз то, чем должна жить Россия сегодня.