Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
Чем больше наблюдаешь в последнее время за характером взаимоотношений между американским президентом и его европейскими союзниками, тем чаще вспоминаются всевозможные европейские хроники времён феодального абсолютизма. Сюзерен куражится, требуя от придворных внешнего согласия и одобрения всех его прихотей, а окружение под демонстративное коленопреклонение и заявления о великой мудрости властелина умело разворачивает его позицию на 180 градусов.
Казалось, что Дональд Трамп окончательно согласился с позицией российского президента, что необходимо сначала вдумчиво согласовать основные принципы мирного соглашения, а уж потом организовывать перемирие. Но с помощью сладких песен о необходимости гарантий безопасности для Украины европейские придворные фактически восстановили тупиковое статус-кво. Они, похоже, убедили короля, что для вожделенной ими всеми украинской безопасности необходимо обязательное введение на Украину европейских воинских контингентов (теперь уже якобы с миротворческой миссией). Учитывая абсолютно негативную реакцию России на эту замаскированную оккупацию Украины западниками, можно рассматривать такие планы только как радикальное блокирование продвижения к мирным соглашениям, инициированным самим же Трампом.
У меня есть только две версии сложившегося положения: или президент США настолько наивен, что не понимает, к чему ведёт реализация таких планов, хотя это маловероятно, поскольку Трамп не является простачком. Или не на словах, а на практике, в делах он не так уж и стремится к реальному мирному соглашению, что, к сожалению, значительно ближе к истине. На Украине подобные планы, учитывая катастрофическое положение дел в экономике (о чём говорят публикуемые нами цифры, основанные на анализе МВФ), могут сказаться самым трагическим образом.
Дональд Трамп, не изменяя традиции, отвёл на выяснение и уточнение перспектив примирения любимые им две недели, которые истекают примерно 7 сентября.
Это совсем не случайный срок. В начале сентября в остальном, незападном мире произойдут важнейшие события. Во-первых, 3 сентября в Пекине состоится торжественное празднование 80-летия победы над японскими милитаристами и полного окончания Второй мировой войны. Конечно, все главные флаги будут там. Более того, вполне может состояться ожидаемая многими тройственная встреча Си Цзиньпин – Путин – Трамп. Если это действительно состоится, хотелось бы надеяться, что китайская сторона наконец ослабит наблюдаемую нейтралистскую политико-дипломатическую позицию в российско-украинском (реально в российско-западном) военном противостоянии, да ещё и в условиях возрастающего давления по линии Запад – Восток – Юг.
Кроме того, 6–7 сентября в Бразилии состоится очередной саммит БРИКС. На нём, как пока известно, не ожидают присутствия китайского лидера (его заменит другая персона), а российский президент хотя и будет участвовать, но в дистанционном формате. Физическое отсутствие на таком саммите руководителей двух ведущих стран, которые традиционно являются её неформальными лидерами, в напряжённый момент формирования новых межгосударственных отношений вызывает некоторые вопросы. Ведь вполне очевидно: сейчас явно нарастают прямые экономические, информационные и политические атаки на страны БРИКС как членов организации, которая очень решительно начала свою деятельность и к которой стремятся присоединиться очень многие государства «мирового большинства». По-видимому, под неослабевающим, даже нарастающим комплексным давлением со стороны единого Запада БРИКС сейчас несколько утратил мощную начальную динамику.
К сожалению, у значительной части политических и экономических кругов ряда стран БРИКС, которые ранее длительное время формировались под западным патронажем, до сих пор ещё не изжиты представления о ведущей роли США и Европы в международных отношениях. Видимо, пока ещё не созрела твёрдо и окончательно убеждённость, что в новом полицентричном мире только политико-экономическое объединение суверенных государств на основе равенства и учёта национальных интересов каждого позволит успешно противостоять попыткам вернуть международные отношения в старую колею. Мы видим со стороны Запада – не только европейских стран, но и США – усилия продлить практику деления на богатых и бедных, цивилизованных и нецивилизованных, демократических и недемократических. И на этом основании они намерены продлить многовековой гегемонизм Запада.
Что-то подсказывает, что в итоге «мировое большинство» всё-таки откажется, подобно Европе, вилять хвостиком перед привычным хозяином. Но для этого надо объединяться теснее во всех сферах, включая оборонную.
В ТЕМУ
Экономическое состояние Украины в 2025 году изучил ресурс «Империя курильщика», он приводит такие данные МВФ: внутренний валовый продукт (ВВП) Украины с 2021 по 2024 год сократился с $199,5 млрд до $165,5 млрд (–17%), курс гривны упал с 27 гривен за доллар до 44.
Структура ВВП по отраслям изменилась кардинально. На сельское хозяйство приходится 13% (в 2021 году – 10%). Доля ИТ-сектора – 24% (в 2021 м – 21%). Объёмы добывающей промышленности снизились за 3 года на 35%, металлургии – на 40%, обрабатывающей промышленности – на 28%, строительства – на 13%. В торговле, транспорте и логистике падение на 17%.
Госбюджет в 2024-м составил 44% всего ВВП. Бюджетники (включая армию) – почти треть трудоспособного населения Украины, а оно за 3 года сократилось с 19 млн до 12 млн человек.
То есть секрет украинского «экономического чуда» прост: бюджет покрывается налогами только на 50–60%, остальное – зарубежная «помощь», льготные кредиты МВФ и приватизация, распродажа по дешёвке советского промышленного наследства, чернозёма и редкозёмов.
Выводы таковы: основная составляющая экономики – промышленность – в состоянии, близком к смерти. Национальный долг Украины – уже примерно $190 млрд. Иными словами, «для продолжения жизни» Украине нужно не останавливать войну любой ценой, такое существование тоже конечно, но дольше, чем без войны. Зеленский и его подручные не могут остановиться, иначе – экономический крах со всеми последствиями и вопросами от «благодарных» соотечественников.