УТРАТА
В субботу, 11 октября, на 80-м году ушла из жизни Вия Артмане, актриса, которая для многих поколений зрителей являлась некоронованной королевой театра и кино. В 20-летней дебютантке, пришедшей в рижский театр «Дайлес», сразу разглядели будущую звезду. И она ею стала. Дочери нищей батрачки судьба подарила роли, о которых большинство актрис могут только мечтать: Офелия и Джульетта, Екатерина Великая и Елизавета Английская. «Театр – это моя власть» – так обычно отвечала Вия Артмане на вопрос, который журналисты задавали чаще всего: что ей ближе – кино или театр. Но небывалую, ни с чем не сравнимую зрительскую любовь ей подарило кино: «Никто не хотел умирать», «Родная кровь», «Эдгар и Кристина». Подлинным триумфом для Вии Артмане стала роль Джулии Ламберт в знаменитой экранизации «Театра» Сомерсета Моэма.
После распада Союза её настойчиво звали в Москву. Но Артмане всегда гордилась тем, что она – латышка, не зря же пресса величала её не иначе как «мать-Латвия». Она не уехала. Не хотела покидать родину. Но родина не оценила патриотизма едва ли не самой прославленной из своих дочерей. Её любила вся огромная страна – от Бреста до Владивостока и от Мурманска до Кушки. И этой любви всесоюзного масштаба в маленькой Латвии ей не простили. Сначала начали «зажимать» в театре, аргументируя длительные простои тем, что нет подходящих ролей для актрисы такого дарования. Артмане только улыбалась в ответ – мировую театральную классику в любом возрасте играть не переиграть. Она это прекрасно понимала, но до банальных выяснений отношений с театральным начальством никогда не опускалась. Из Театра имени Яна Райниса, которому было отдано 55 лет жизни, она ушла сама. Добровольно. Кто от этого проиграл? Ответ очевиден. Для людей талантливых родина часто оказывается мачехой.
А потом гордую королеву экрана и подмостков решили попросту взять измором. Дом, в котором Вия прожила полвека, по закону о реституции был возвращён некоему бизнесмену, семья которого владела домом до того, как в Латвии была установлена Советская власть. А вместо него народной артистке СССР предложили квартиру в… сгоревшем доме, от которого ничего не осталось, кроме закопчённых стен. Последние десять лет актриса вместе с дочкой и внучкой жила в крошечной деревушке в сорока километрах от Риги, в доме, выстроенном больше ста лет назад. Он был таким холодным, что печку приходилось топить даже летом. Но ни журналисты, ни соседи, ни близкие никогда не слышали от неё ни слова жалобы.
Её жизнь начиналась как сказка о бедной сиротке, в один прекрасный миг ставшей принцессой, а закончилась как фильм ужасов. Но королева в рубище, лишённая трона, всё равно остаётся королевой. И запомним мы Вию Артмане именно такой – во всём блеске красоты и таланта.
ОТДЕЛ ИСКУССТВА