Игорь Англер взялся за сложнейшую и интереснейшую задачу – написать роман о принцессе Диане, одной из самых влиятельных и неординарных женщин своего времени. Символично, что роман начат в 2021 году – в канун 60-летия со дня рождения леди Ди (хотя замысел созрел гораздо раньше), а увидит свет, скорее всего, в 2022-м, спустя ровно четверть века с момента её смерти.
Главная интрига романа – тайна гибели принцессы Уэльской: была ли авария в туннеле под парижским мостом Альма несчастным случаем или всё-таки спланированным британскими секретными службами убийством? И какой была на самом деле принцесса Диана: взбалмошной и истеричной дамой, страдавшей депрессиями и менявшей любовников, или опасным для семьи Виндзоров, но при этом любимым миллионами людей политическим и общественным деятелем, знавшим гораздо больше, чем было допустимо для безопасности английской короны?..
И могла ли королева Елизавета стерпеть, что отчимом детей принцессы Дианы – Уильяма и Гарри станет сын египетского миллиардера мусульманин Доди аль-Файед, помолвка с которым, не случись этой смертоносной аварии, была бы вот-вот объявлена? К тому же леди Ди, возможно, была беременна от египтянина и собиралась родить ему ребёнка, что вообще для жены, пусть и бывшей, принца Чарльза и матери будущего короля Англии было недопустимо. Репутация английской короны пострадала бы в таком случае непоправимо.
В основе романа лежат материалы уголовного дела по факту гибели принцессы Уэльской и Доди аль-Файеда, так называемое французское досье, и собственное расследование королевского двора 2004–2006 годов под названием «Операция Паджет». Выдержки из материалов этого дела цитируются в романе – автор, кстати, проделал огромную работу, переведя с английского более тысячи страниц уголовного дела. Роман Англера «Операция ДИ-строфик, или Проклятые светом» отнюдь не фантазия на тему заговора, это своего рода беллетризованное расследование, благодаря которому у читателя появляется возможность страница за страницей вместе с автором распутывать этот клубок.
Герой романа – шеф Скотленд-Ярда (реальное лицо) в отставке, дошлифовывает тот самый отчёт «Операции Паджет», которую он и возглавлял. Именно за это ему присвоили рыцарское звание. При чтении отчёта его отношение к делу меняется, он постепенно начинает понимать, что его «купили» и главная задача детективов не найти виновных, а «отмазать» своих заказчиков. Его комментарии на полях материалов дела – важная часть сюжета, своего рода намёки на его меняющееся отношение. А для читателей – ещё один повод задуматься.
Вторая линия романа – русский писатель, сочинитель детективов, которому попались странные бумаги КГБ, никак, с его точки зрения, не вписывающиеся в историю СССР и России, как, например: доклад советского посла в Англии времён Второй мировой войны о короне Британской империи, материалы о советско-индийской космической программе и докладная записка о наружном наблюдении за неким англичанином в Москве в 1994–1995 годах.
И, наконец, третья сюжетная линия – истеблишмент и королевский двор, история королевских сокровищ, в частности индийского алмаза «Кохинур». Легенды о камнях, принадлежащих английской короне и являющихся её символами, несомненно, сработают как ещё один механизм, умело интригующий читателя.
Роман начинается с того, что агент МИ6 Ричард Томлинсон смотрит по телевизору новости Би-би-си: корреспондент ведёт репортаж из лондонского хосписа, где бывший сотрудник британской службы безопасности Джон Хопкинс признаётся в убийстве принцессы Дианы.
«ДИ-строфик» – произведение на стыке жанров: политического детектива, приключенческого романа и документалистики. Англер мастерски умеет закручивать интригу, параллельно ведя несколько сюжетных линий, приглашая читателя в сорасследователи тех трагических и загадочных событий, тайна которых до сих пор не раскрыта.
Ксения Фролова