В телефильмах о великих артистах уже выработан штамп. Фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, отзывы коллег, желательно поименитее, и обязательно что-нибудь суровое из жизни, чтобы зритель переживал, сценическая жизнь артиста замешивается с его личной жизнью. Похоже, это уже узаконено жанром, и ещё не объявился дерзостник, который бы водворившийся закон сломал... Но и в существующем законе жанра фильм «Обидеть королеву. Вия Артмане» («Россия») оказался впечатляющим, потому что личная драма Королевы усугублена, а может, и породнена геополитической трагедией, когда гробовая трещина или, как говорят в пограничной с Латвией Псковщине, трещевина, расколола не только общее культурное поле, но души и сердца. Поэтому, казалось бы, предельная совместимость Вии Артмане и Евгения Матвеева в фильме «Родная кровь», и без того трагичном, воспринимается теперь ещё глубже, чем прежде, сопрягаясь с судьбой исторически породнённых народов. На пике славы Вию Артмане приглашали поменять Ригу на Москву, но она, любя и Латвию, и Россию, отказалась, предпочтя остаться латышской актрисой. Теперь же ей приходится жить в обстановке, когда любовь к Латвии не вправе быть совместимой с любовью к России. И получилось, что блистательно исполненная Вией Артмане судьба женщины в её звёздном моэмовском «Театре» вызывает сейчас меньше сопереживания, чем жизненный удел самой «латышской богини», изгнанной из обжитого дома, когда из трещевины полезли потомки забытых хозяев, для которых частная собственность ценнее национальной славы. И, к сожалению, слова измученной болезнями Королевы о том, что ущербно государство, бросающее на произвол судьбы тех, кто создавал его культуру, могут быть отнесены не только к Латвии.
, ЯРОСЛАВЛЬ