Мы живём в королевстве кривых учебников.
Не так давно представитель столичного департамента образования, говоря об их качестве, привёл убийственные примеры. Так, в учебнике по географии Индия названа материком. В учебнике по литературе перепутаны даты жизни и смерти Пушкина. Кроме того, детям предлагается запомнить, что Шолохов получил Нобелевскую премию за роман «Судьба человека». Но, во-первых, это рассказ, а во-вторых, премию великий писатель получил за «Тихий Дон»...
Впрочем, ошибки и опечатки – только полбеды. Беда в том, что наши учебники по гуманитарным дисциплинам в минувшие полтора десятилетия нередко писались так, что просто не могли пробудить добрые чувства к собственной стране. Именно «ЛГ» в 2002 году выступила с циклом статей об учебниках истории, которые, воюя с имперским прошлым, даже про нашу Великую Победу отзывались с брезгливым сомнением, а про советский период писали с тотальной неприязнью. И вот сегодня жёсткий разговор о качестве исторических пособий ведётся уже на уровне высшего руководства страны. Услышали. Поняли наконец: от того, как в школе изучают родную историю, напрямую зависит национальная безопасность.
А ведь со словесностью дела обстоят не лучше! Специалисты давно бьют тревогу: в школе всё меньше уроков русского языка и литературы, то есть предметов, формирующих у детей нашу, российскую, идентичность. Из программы исчезают великие книги и авторы, веками, десятилетиями сеявшие «разумное, доброе, вечное» в юных душах. Из учебников изымаются имена прекрасных писателей недавнего прошлого только за то, что они были, видите ли, «советскими». Взамен предлагаются такие «бренды и тренды», за которые, если прочитать их вслух в общественном месте, можно угодить в тюрьму. За сквернословие. А вместо объективных статей о современном литературном процессе в учебниках и справочниках зачастую можно найти лишь однобокую отсебятину да хронику околобукеровской тусовки...
«ЛГ» начинает широкую дискуссию о том, по каким учебникам литературы должны учиться наши дети, по каким пособиям нужно готовить словесников, которые завтра придут в школу. Надеемся, в этом разговоре примут участие учителя, родители, преподаватели вузов, филологи, писатели, методисты, работники Министерства образования, издатели… Все, кто заинтересован в том, чтобы учебники словесности окончательно не стали «ущербниками»…