Аста Бржезицкая. – М.: Изд-во «Среди коллекционеров», 2008. – 256 с.
Столичное издательство «Среди коллекционеров» сделало к Новому году замечательный подарок: выпустило в свет книгу-альбом «Аста Бржезицкая», предупредив читателей, что это только начало новой серии «Мастера советского фарфора».
Аста Бржезицкая (1912–2004) давно уже стала признанным классиком жанра. Выпускница Суриковского института, она в 1944 году по заказу наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова выполняет на Дулёвском фарфоровом заводе дипломную работу – скульптурный портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова, и с тех пор её жизнь навсегда связана с этим знаменитым художественным промыслом.
Все работы скульптора (а их свыше 500!) можно разделить на несколько групп. Это и портреты знаменитых людей: Петра I, Пушкина, Руставели, Ломоносова, Гоголя, Лермонтова. И герои литературных произведений: бажовская Хозяйка Медной горы, чеховские Каштанка и Дама с собачкой, шекспировский принц Гамлет, а также Принцесса на горошине и Снежная королева Г.Х. Андерсена и множество других сиятельных особ мировой словесности. Особое место в творчестве Бржезицкой занимают театр и эстрада. Назову несколько наиболее известных из этого цикла композиций: многофигурная вахтанговская «Принцесса Турандот», мхатовские «Милый лжец» с А. Степановой и А. Кторовым и «Тартюф» с А. Вертинской, А. Калягиным, Ю. Богатырёвым, А. Степановой; «Женитьба Фигаро» и «Ревизор» в Театре сатиры с А. Мироновым, А. Папановым, В. Васильевой, Т. Васильевой; «Рюи Блаз» в Малом театре с М. Царёвым в роли дон Сезара де Базана; «Ромео и Джульетта» в Большом с Г. Улановой и Ю. Ждановым; «Король Лир» в ГОСЕТе с С. Михоэлсом и В. Зускиным; «Мужчина и женщины» в Театре двух актёров М. Мироновой и А. Менакера.
...И это далеко не вся фарфоровая труппа А. Бржезицкой.
А сколько озорства и выдумки явила она в цирковой сюите! Все её герои – не просто животные, выступающие в манеже, но безусловно басенные персонажи, наделённые человеческими чертами характера и чувством юмора.
Впрочем, юмором Бржезицкая наделяет и всех персонажей восточного календаря, отчего у коровы отрастают крылья, мартышка в цилиндре катит футбольный мяч, а у крысы на голове появляется панамка. Скульптор и не думает скрывать свою влюблённость в этих очаровательных существ. Впрочем, она и в жизни опекала не только собственных собак, но и всех бездомных животных, которые сбегались к ней на кормление к определённому часу, как на работу.
Книга издана с такой любовью и уважением к её героине, о которых можно лишь мечтать. И поэтому я хочу поблагодарить авторов идеи Н. и В. Гинзбург и составителей И. и С. Насоновых, что сделали доброе дело, воздав должное талантливому, доброму, достойному человеку, о котором не стоит забывать.