Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июля 2025 г.
  4. № 29 (6993) (23.07.2025)
Культура

Короны, троны, эполеты...

«Наполеон I – Aлександр I»: аукционная дуэль двух императоров

24 июля 2025
Серебряная позолоченная табакерка с миниатюрными портретами Наполеона I и Александра I. Начальная цена – 12 тыс. евро

Юрий Коваленко,
собкор «ЛГ», Париж

Картины, гравюры, скульптуры, фарфор, мебель, оружие, книги, документы, ордена, военные и дипломатические реляции эпохи наполеоновских войн – в общей сложности около 220 лотов было выставлено на уникальные торги «Наполеон I – Александр I», которые провёл 22 июля в княжестве Монако аукционный дом Hermitage fine art.

Артефакты, представленные в Монако, иллюстрируют отношения двух императоров, которые во многом формировали геополитический расклад сил в Европе. Эти отношения определялись как национальными интересами и личными амбициями, так и борьбой за влияние на Старом континенте. Несмотря на отдельные неудачи, русский монарх переиграл своего французского противника и сыграл решающую роль в его падении.

Впервые на арт-рынке появились неизвестные портреты Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны французских художников. Кроме того, два императора запечатлены вместе на табакерке, ещё одна украшена изображением генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, а на крышке палехской шкатулки изображён Наполеон – по словам Пушкина, «не¬тер¬пеливый герой», – тщетно ожидающий ключи от Кремля. 

На аукционе борьба развернулась за французские гравюры, напоминающие лубки, со сценами встречи двух императоров в Тильзите 25 июня 1807 года, Бородинской битвы, Аустерлица и других сражений, пожара Москвы, бегства Наполеона на санях из России, вступления войск союзников под командованием российского царя в Париж 31 марта 1814 года.

На аукционе представлены книжные раритеты и, в частности, 9 томная «История государства Российского» Николая Карамзина во французском издании, двухтомная «История Александра, императора всея Руси, и главные события его царствования», опубликованная в 1826 году в Париже литератором Альфонсом Раббом. Её фронтисписы украшены профильным портретом Александра и видом Таганрога, где император скончался.

На распродаже в Монако фигурировали письма и документы российской и французской знати: генерала Михаила Барклая де Толли, министров Алексея Куракина и Карла Нессельроде, пушкинского знакомого, легендарного героя Отечественной войны генерала Алексея Ермолова, а также видных наполеоновских вельмож – Талейрана и Фуше, маршалов Сюше, Мюрата, де Груши. Наконец, на торги попали неведомыми путями письмо императора Павла I, датированное 4 марта 1799 года, каталог выставки гравюр и рисунков «Русская жизнь в Петербурге в эпоху Отечественной войны» и сборник «Смоленское дворянское ополчение 1812 года».

На протяжении двух столетий так называемая наполеоника неизменно привлекает к себе внимание. На аукционах выставляли не только произведения искусства, но и трон, корону, саблю или пистолет, драгоценности, треуголку, униформу, эполеты, прядь волос, ордена и даже ключ от комнаты, в которой император скончался в изгнании на острове Святой Елены в 1821 году. 

Большой ажиотаж несколько лет назад вызвала продажа картины французского художника Луи Беру «Посещение императором Николаем II гробницы Наполеона в Доме инвалидов». Этот визит в Париж прошёл с большой помпой в 1896 году и был призван продемонстрировать тогдашний курс на укрепление франко-российского альянса – «сердечного согласия». 

С тех пор много воды утекло, но почти два десятилетия рекорд продажи наполеоновской реликвии удерживает инкрустированная золотом сабля первого консула Французской республики Бонапарта, которая была с ним во время битвы при Маренго в июне 1800 года. В июне 2007 года она ушла за 4,8 млн евро.

В конце минувшего июня известный французский предприниматель-шоумен Пьер-Жан Шалансон, чтобы рассчитаться с долгами, расстался на «Сотбис» с частью своей коллекции – одной из лучших в мире. Для этого он выставил 117 предметов из своей коллекции – а это лишь десятая её часть, за которые выручил 8,7 млн евро. «Император вначале меня разорил, а потом спас», – шутил месье Шалансон. На аукционном фронте, признают эксперты, Наполеон редко проигрывает, а наполеоника остаётся надёжной инвестицией. 

Среди коллекционеров есть и такие, которые главным образом охотятся за его эпистолярным наследием: он написал за свою жизнь около 50 тысяч писем. При этом наибольшим спросом пользуются его страстные послания Жозефине – первой жене, которая, полагают биографы, была единственной женщиной, которую он страстно любил и закрывал глаза на её измены. На арт-рынке странички пламенного экстаза могут уйти с молотка от 150 тысяч до 300 тысяч евро.
Глава одного из аукционных домов, расположенных в городке Фонтенбло под Парижем, рассказывал, что среди его клиентов много русских, которые редко уступают в борьбе своим конкурентам. Они придерживаются наполеоновского принципа: «ввяжемся в драку – а там посмотрим».

Коллекционеры разных стран, объяснял мне знакомый антиквар, делятся условно на две группы: одни предпочитают приобретать артефакты, связанные с молодым генералом Бонапартом – маленьким корсиканцем, говорившим по-французски с сильным акцентом, талантливым полководцем, выигравшим египетскую и итальянскую кампании, которые создали его легенду непобедимого полководца. Других – прежде всего русских и китайцев – больше привлекает император Наполеон – его реликвии с монограммой «N», увенчанные короной. При выборе мемориальных вещей русские, убеждён эксперт, по-прежнему выше всего ценят имперскую мощь.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Живее всех мёртвых

    25.07.2025
  • Осенённые именем Вахтангова

    25.07.2025
  • Жестокий водевиль

    23.07.2025
  • Фотоглас

    23.07.2025
  • «КАРМЕН, ТЕБЯ Я ОБОЖАЮ!»

    20.07.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Презентация Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS