«Сердце писателя – это точка, в которой сходятся все конфликты жизни. Ибо через одну точку можно провести бесчисленное множество прямых», – это слова Евгения Богданова из его записных книжек. В книге, изданной женой писателя, немало подобных суждений. Но почему-то начать захотелось именно с этого.
«Записные книжки» – пятая книга известного русского писателя Евгения Николаевича Богданова (1940–2011), вышедшая за последние годы. И она стоит особняком на фоне четырёх переизданий, поскольку эти заметки публикуются впервые.
Записные книжки Евгений Богданов вёл на протяжении всей жизни. Они сопровождали его всегда и везде – и днём, и ночью, и на прогулках, и, тем более, в поездках. Об этом написала в предисловии жена писателя Яна Богданова.
За последние 12 лет жизни автором заполнено только пять записных книжек. Связано это с тем, что в этот период своей жизни он не выезжал дальше пригородов Москвы, хотя раньше ездил очень много. И – что самое главное – появился компьютер, а потому записи стало вести легко и удобно. Всего же в архиве писателя оказалось 70 записных книжек. Остальные заметки – на отдельных листах, в тетрадях, папках…
В предисловии сказано, что первоначально жена писателя собиралась издавать все записные книжки сплошным текстом, чтобы эта часть писательского наследия не исчезла бесследно. Но потом она решила тексты, пусть и такие небольшие, систематизировать и собрать по темам, «осуществить отбор по принципу беллетризации, то есть напечатать выдержки из записных книжек, – для облегчения фактуры книги, для привлечения более широкого круга читателей, а не только круга узких специалистов».
Яна Богданова проделала огромную работу, оцифровав все 70 записных книжек Евгения Богданова. Конечно, если рукописи писателя попадут в архив, то не исключено, что ими в своё время заинтересуются специалисты и напишут труды о его творчестве.
Но Яна Богданова опередила время и собрала неизданные материалы мужа под одной обложкой. Писатель при жизни выпустил не одну книгу. Но если бы его жена сейчас не переиздавала наследие мужа, не факт, что читатели смогли бы познакомиться с его замечательным творчеством. Я выросла в окружении книг, в доме моих родителей огромная библиотека – как классиков, так и книг современных авторов, в первую очередь – писателей второй половины ХХ – начала ХХI века. У нас в доме знают и ценят Евгения Богданова. И всё же мне в руки случайно попала книга, изданная совсем недавно, а не в начале 90-х. Тогда книжки печатались крошечными тиражами, на газетной бумаге. И непонятно как распространялись. Мне повезло, я знакома с творчеством Е. Богданова и искренне рада, что у многих читателей теперь появилась такая возможность.
Соглашусь с утверждением, что «Записные книжки» более чем своевременны. Личность творца раскрывается в новом ракурсе и создаёт особую атмосферу исповедальности, привлекает звучанием живого слова.
В книге материалы разбиты на темы. Разделение в какой-то степени условное, так как многие записи неоднозначны по тематике. Но составитель сделала выбор, что облегчает чтение. Например, имеются разделы о литературе, о писателях, о себе в литературе. Отдельно: Размышления. Афоризмы. «Из личной жизни», «Коротко и со вкусом», «Образы и сравнения», «Поездки и очерковые материалы», «Очерково-художественные и публицистические материалы», «Информативные материалы», «Художественные отрывки». Или вот ещё: «Пейзажи», «Писательская лаборатория», «Отрывки для произведений», «Материалы и отрывки для «царского» романа».
Особый интерес вызывают послесловие жены писателя и письма к официальным лицам, друзьям. Ещё один невероятно любопытный раздел – «книга в книге».
Для специалистов несомненный интерес представляет библиография Евгения Богданова и подробный список публикаций о нём.
Но книга всё-таки предназначена не профессиональным литературоведам, а широкому кругу читателей. Хотя читать её непросто. Каждая мысль, суждение, замечание требуют осмысления. К записям хочется возвращаться. Я уже несколько раз открывала «Записные книжки» наугад и читала по несколько заметок.
Впечатляет. Живо. Легко. С юмором. Мне почему-то кажется, что Евгений Богданов был доброжелательным человеком.
В предисловии сказано: «Хочется обратить внимание на то, что звёздочки, отделяющие каждую запись (сам автор использовал чаще всего звёздочки, но иногда отчёркивания или интервалы), зачастую будто бы дробят единую мысль. Но интервалы фиксировали именно то, что записи производились в разное время.
Особым образом автор относился к заглавиям и фамилиям персонажей. Жонглировал ими, притом что был очень взыскателен в выборе. Но раз придумав, он их больше не отпускал, прилаживал то к одному, то к другому сюжету, пробовал, смаковал. Таким образом, одно название могло венчать несколько сюжетов, и разные названия переходить с одного на другое произведение, перетасовываться. А при публикации выйти совсем под новым заглавием. Та же история с фамилиями. Поэтому в записях можно запутаться, если не знать этого своеобразия».
Что ж! Наверное, начинающим литераторам и всем, кто хочет попытаться создавать литературные произведения, стоит порекомендовать это издание как пособие. Своего рода методичку. Очень много полезного.
Жена писателя пишет, что у неё было искушение проследить миграцию заглавий и имён, а кстати, и сюжетов. Но исполнение такого замысла есть предмет исследований другого типа. Простейший пример – из записи 1994 года: «Названием «Господин с кошкой» – заменить название «Соискатель». Главного героя Драбкина сделать Дробкиным». В результате рассказ остался со старым названием, а название «Господин с кошкой» было присвоено другому сюжету. Но это, конечно, частности. Роман о последнем периоде правления царской династии в процессе создания получал следующие названия: «Цареубийца», «Касса Совдепа», «Ищите и обрящете», «Стольный град», «Заговор мертвецов», «Евангелие от Глеба», «Евангелие по Глебу», «Евангелие от Матвея», «Особое мнение», «Форс-мажор», «Приобщить к делу», «Немко», «Сидящие, останьтесь», «Мост», «Галерея», «Ледостав», «Дознание». Напечатан же был под названием «Ушёл и не вернулся», а переиздан под названием «Расстрел»...
А закончить я хочу опять же словами Яны Богдановой, которая пишет, что, уже скомпоновав книгу, она решила всё-таки найти запись в «коричневой тетради», где вроде бы ранее видела заголовок, который он хотел дать строчкам из записных книжек. Запись Яна не нашла, но наткнулась на стихи, и вдруг... вспомнила, что он ведь в молодости исполнял собственные песни, аккомпанируя на пианино...
«Как можно было забыть?! Завершу тогда строчками песни...
Да, было время: ты мне другом был!
Я поверял тебе свои секреты,
Делил по-братски хлеб и сигареты, –
Настало время – ты б меня убил.
Да, было время: я любил тебя,
Как ты меня, наверное, любила!
Настало время – ты б меня убила.
Ничуть при этом не скорбя.
Настало время – всюду льётся кровь.
О, мир жестоких и убогих!
Мне в целом мире дарует любовь
Лишь узкий круг четвероногих.
Придёт ли время – не дождусь никак,
Все люди станут други и подруги!
Пока же, разуверившись друг в друге,
Мы друга ищем средь собак».
Елена Царёва