Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 ноября 2025 г.
Телеведение

Коррупция как движущая сила революции

«Хроники русской революции» Андрея Кончаловского оставили без ответа вопрос о роли большевиков в достижениях СССР

19 ноября 2025

Светлана Рогоцкая


Период начала XX века, вместивший в себя две революции и Первую мировую войну – один из наиболее трагичных в истории России, и его осмысление продолжается до сих пор. Именно поэтому кинороман «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского вызвал интерес – о чём и как будет рассказано.

С самого начала удивило, что исторические события, которым фильм и посвящён, в кадре отсутствуют. О Кровавом воскресенье, Революции 1905 года, убийстве Столыпина, Первой Мировой войне, перевороте 25 октября 1917 года, Гражданской войне и смерти Ленина мы узнаем из кинохроники, титров и диалогов героев.

Ключевой вопрос о том, что же явилось предпосылками революции, в фильме решен очень специфично. Одна из ведущих тем диалогов героев – деньги. Сначала это финансовая помощь революционерам из-за границы, затем финансовые пожертвования крупных промышленников генералу Корнилову на борьбу с большевиками, затем – коррупция среди царских чиновников и в завершение – присвоение членами ЦК партии большевиков материальных ценностей в промышленных масштабах. Практически в каждой серии звучит одна и та же мысль – в России воровали, воруют и будут воровать всегда. Получается, что деньги – движущая сила всех революций и гражданских войн. В советское время в учебниках истории причин называли, как минимум, две – экономическая и идеологическая («верхи не могут, низы не хотят»). После распада СССР идеология была упразднена, и перекос пошел в сторону материального. Распространился он и на объяснение причин исторических событий. Но каждый мало-мальски образованный человек знает, что материальное и идеологическое неразрывно связаны друг с другом, и объяснять одно в отрыве от другого – глубокое и опасное заблуждение.

Внешнее сходство актеров с историческими личностями, которых они играют – один из плюсов сериала. А вот вместо характеров, к сожалению, получились карикатуры. Владимир Ульянов - Ленин (Евгений Ткачук), вождь мировой революции с холодными глазами диктатора или маньяка, как это отчетливо видно в демонстрируемых в фильме кинохрониках, в фильме предстает мелким человечком, занятым сиюминутными житейскими заботами куда больше, чем революционной борьбой, не принимающим никаких самостоятельных решений, управляемым своим окружением. Крупская (Наталья Самсонова)– не суровая подруга вождя мировой революции, а заботливая, всепрощающая жена-мама. «Железный» Феликс Дзержинский (Евгений Ратьков) показан непримечательной серой личностью, и невозможно представить, что это тот самый Дзержинский, который основал ВЧК и решил проблему беспризорности по всей стране. Лидеры большевиков – Лев Троцкий (Николай Куглянт), Григорий Зиновьев (Александр Горелов), Лев Каменев (Андрей Вальц) больше похожи не на революционеров, а на дельцов, занимающихся мышиной возней. Исключение составляет Иосиф Сталин (Тимофей Окроев), развитие характера которого показано более-менее убедительно.

Вымышленные персонажи получились достовернее. Офицер охранного отделения императора Николая II Михаил Прохоров (Юра Борисов) – человек долга, преданный царю и Отечеству. Актер, как всегда, не просто играет, а живёт в роли и является чем-то вроде стержня, на который нанизывается всё действие. Неразборчивая в связях аристократка – подпольщица Ариадна Славина (Юлия Высоцкая), к которой Прохоров испытывает безудержную страсть, - фигура, скорее, трагическая, чужая среди своих и своя среди чужих. Талантливый пианист из дворянской семьи Алексей Тихомиров (Никита Каратаев) , состоявший в связи со Славиной, трансформируется из аристократа-интеллигента в революционера, лично преданного Ленину, затем Сталину, отрекаясь от своего происхождения и призвания. Террорист Лютер (Александр Мизёв) – воплощение зла, но обладает отрицательным обаянием. И все бы ничего, но образы «не докручены».

Остается непонятным, что побудило Прохорова сотрудничать с большевиками, так же как и что впоследствии побудило его сблизиться с белым движением. Многоточием заканчивается длившийся годы роман Прохорова со Славиной. Обнаружив ее в посольстве Великобритании в Петрограде неглиже в комнате агента британской разведки, Прохоров внешне остается абсолютно спокоен. Также спокоен и Тихомиров, который волей обстоятельств оказывается в посольстве вместе с Прохоровым. Возникает вопрос – это действительно мужчины, любящие страстно и безудержно одну и ту же женщину? Славина попадает в тюрьму, но выходит из нее благодаря очередному любовнику, на сей раз – Максиму Горькому, с которым уезжает за границу. Мимоходом она произносит, что уже скучает по России. Для чего и зачем – непонятно, как непонятна и сцена, в которой мы видим Ариадну зовущей Горького в дом укрыться от грозы. Хорошо ей с ним или плохо, жалеет она о прошлом или нет?

Исторические фильмы мы смотрим, в том числе, для того чтобы проникнуться атмосферой ушедшей эпохи. Эта атмосфера выражается через язык. В «Хрониках русской революции» герои употребляют англонизмы, такие как «ситуация», «проблема», «сектор» или сложные конструкции типа «конкуренция на рынке вооружений». Но в России начала XX века такого стиля речи не было и не могло быть, в том числе, и потому, что сам русский язык был куда богаче и сложнее, а реформирование его начали как раз большевики.

В финале кадры кинохроники с похорон Ленина сменяются кадрами самых важных достижений Советского Союза – индустриализация, победа в Великой Отечественной войне, полет в космос Юрия Гагарина. После всего показанного ранее возникает закономерный вопрос: что хотели сказать авторы фильма – эти достижения состоялись благодаря большевикам или вопреки им?


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Панк-рок-терапия

    19.11.2025
  • Кровавые уроки

    18.11.2025
  • А если завтра не наступит?

    14.11.2025
  • Герои и выродки

    12.11.2025
  • Бедный Пётр

    12.11.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Дата Телевидение Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS