Ты – моя тайна. Сборник рассказов / М. А. Ботева, Д. Г. Варденбург, Н.С. Дашевская и др. – М.: Волчок, 2020. – 95 с. – (Рассказы Волчка).
Шестой сборник серии «Рассказов Волчка», в которой «каждый читатель может найти свою историю и своего автора». Этот сборник рассчитан на младший школьный возраст. Когда одинаково важны и семья, и друзья. Когда ребёнок учится выстраивать связи и взаимоотношения, когда он понимает, насколько «совпадает» или «не совпадает» с родительскими установками и желаниями. И, собственно, насколько ему самому близки родительские модели мира. Книга состоит из коротких рассказиков-зарисовок, и не всегда они «о главном». Иногда это просто кусочек будней. Ничего не случилось – но, может быть, в этом и есть высший смысл?.. Дети играют, общаются, смотрят на мир. Хорошо, что в их жизни нет глобальных потрясений, и пусть самым большим огорчением будет вот эта линия из рассказа Марии Ботевой, давшая название сборнику «Ты – моя тайна»: мама уезжает на учёбу в другой город. Время растягивается, замедляется. Внимание к деталям, подробностям, крупный план – что называется, «камера наезжает».
Детские мечты, которые надо сбыть, хотя бы став взрослым. Не в смысле «с рук сбыть», а в смысле «воплотить». Екатерина Исаева, «Поле перед тобой»: первые опыты самостоятельности. «Там, внутри, есть я. Мне там есть место. Но я вписываю в общую картину своё. Я рисую сам». Эти слова Нины Дашевской («Ветер») можно считать ключиком к сборнику, его квинтэссенцией. «Там меня слышно, мой голос». Пазл сложился!
Писатели, авторы сборника – это библиотекари, музыканты, психологи, учителя... Люди самых разных профессий, впрочем, так или иначе причастные к процессам образования и воспитания. Гуманитарные люди. Гуманные люди.
Дмитрий Сиротин, Валентина Дёгтева. СтиКОТворения. – СПб.: Антология, 2020. – 32 с.: ил. – (Антология – детям).
Определённо миром правят котики. Но, согласитесь, жизнь при котиках намного уютнее и теплее. Поэзия. Целых 25 стиКОТворений. Совместное творение поэта Дмитрия Сиротина и художницы и писательницы Валентины Дёгтевой. Рисунки Валентины, стихи Дмитрия.
Что касается кота? Абсолютно всё. Даже то, что его не касается... на первый взгляд. Но у кота есть усы, нос и хвост, а также вездесущие лапы. Так что в пространстве и времени его много, очень много. Сиротин пишет о котах легко, в игровой форме, жонглируя образами и словами. С кошачьей грацией. Хотя многие из этих стихов (ох, наболело!..) раскрывают тему кошачьих хулиганств. Разлить шампунь, разбить зеркало, сорвать кран в ванной?.. Да без проблем, заведите только кота! Но ведь все эти мелочи жизни компенсируются урчанием кошачьего моторчика у вас под боком. Не так ли?.. И совместная жизнь кошки и человека приводит к перевёртышам типа «Человека выложила кошка». В смысле, фотографию хозяина – в соцсети... А что, мы же так делаем? Во-о-от. «Миленький-премиленький хозяин. / Тоже заведём себе такого!»
«Всё будет наше, стол и дом, / Когда уйдут поэт с котом» – а вот эти строки выдают в Сиротине тончайшего лирика, идущего от юмора в лирико-философские глубины...
Тереза Вострадовская. Энциклопедия мышки: мир большой и маленький: (Для младшего школьного возраста); Пер. с чеш. Ксении Тименчик. – М.: Самокат, 2020. – 64 с.: ил.
Где кошки – там и мышки. А нынешний год и вовсе является по восточному гороскопу годом Мыши. Так что издание «Энциклопедии мышки» сейчас как нельзя кстати. Мышка видит мир в подробностях. Собственно, как маленький ребёнок, для которого действует андерсеновское «как велик мир». Отсюда внимание к деталям. Любопытство, страсть к познанию мира – это главная движущая сила. Микромир. Пространство постепенно расширяется, потом мышка, побывав в саду, возле пруда, на лугу, в лесу, возвращается к себе домой и сажает около норки огородик. Теперь она тоже может повелевать овощами и фруктами, а не только быть наблюдателем. И это прямая параллель росту и взрослению ребёнка. Вместе с мышкой мы идём вокруг норы, возле пруда, оказываемся на лугу, в лесу, в саду.... Что где растёт, ну и, увы, кто кого ест. Пищевые цепочки. Узнаём, какие насекомые, птицы, животные населяют тот или иной уголок. Как всё устроено – и почему так, а не иначе... Ботаника, зоология, доступная детям, уроки окружающего мира. Многие из нас, наверное, читали в детстве «Лесную газету» Виталия Бианки. Вот – тут похоже. Очень познавательно, но без занудной описательности и назидательности – тонко и изящно. Чешская писательница бережно вводит ребёнка в мир природы, которого так не хватает городским детям. Кстати говоря, не случайно, что автор – именно чешская писательница: помните мультфильм нашего детства про Крота? Его тоже делали чешские мультипликаторы!
Нина Дашевская. Тимофей: блокнот. Ирка: скетчбук: Повести: (Для среднего школьного возраста). – М.: Самокат, 2020. – 176 с. – (Встречное движение).
Новая книга прекрасного писателя Нины Дашевской «Тимофей: блокнот. Ирка: скетчбук» исследует проблему подросткового одиночества с разных ракурсов. Тимофей помладше, Ирка постарше, но всё в целом похоже. Жизни Тимофея и Ирки можно условно разделить на четыре круга, если брать внутреннее «я» за центр окружности и точку отсчёта.Первый круг: семья – родители, братья, сёстры.
Второй круг: школа, одноклассники, учителя, сюда же – секция или кружок.
Третий круг: творчество, но он то сужается до точки «я», то расширяется, вбирая в себя все круги и выходя за их пределы, то есть пульсирует и дышит.
Хочется подробнее остановиться именно на второй части, то есть «Ирке...». Написана она (как и «Тимофей...») понятным подросткам языком, однако автор находит баланс, не впадая в сленг. Тут есть все приметы современной жизни тинейджера: инстаграм, телефон, компьютер с интернетом... А читая, понимаешь, что внутреннее наполнение совсем иное и оно, по сути, вечное: отношения в семье, дружба или вражда с одноклассниками, намечающиеся первые влюблённости... Одинокие блуждания Ирки по городу: она думает о разном, она рисует мосты, в очертаниях которых, неожиданно для неё самой, проступают лица людей, знакомых Ирке. Поэзия неуюта, взросление, открытие, что творчество может отвлечь от сумятицы в душе, от боли и душевного разброда. Скупо, но точно, с интуитивной чуткостью находя единственно верные слова, Дашевская рисует внутренний мир взрослеющей девочки, тоже, словно гелевой ручкой, отчётливо и лаконично.
Очень интересно было проследить, как какое-то слово внезапно становится кодовым и делается ключом в ТВОЙ мир – в твою подростковость, юность... В данном случае это слово «мосты». Картинка в воображении: «хмурый и заплаканный подросток», блокнот, ручка, ветер, треплющий её (мои?..) волосы, мосты, горизонты, даль, небо, закат...
Наталья Вишнякова. Не плачь: (Для ср. шк. возраста: 12+); Авт. обл. М. Павликовская. – М.: Компас Гид, 2020. – 240 с.
Наталья Вишнякова написала очень трудную, очень честную, очень горькую книгу... Казалось бы, сплошь превосходные степени... Но книга, помимо всего, ещё и очень нужная. В самом деле, многие ли из нас, здоровых, «нормальных» людей, задумываются о другой реальности? В которой тоже есть свои ступени. (Кто-то на всю жизнь прикован к инвалидному креслу. Кто-то обречён умереть, не дожив до 30.) Параллельной нашей – той, которая прорывается к нам в виде постов и перепостов в соцсетях с отчаянной просьбой о помощи и сборах на лечение, на коляску, на операцию... Но даже их мы стараемся, как правило, побыстрее пролистать: помочь не можем, рвать себе сердце – не хотим... В этой книге собраны голоса и письма детей-инвалидов. Их прямая речь. Это высокое искусство – написать книгу на такую тему художественными средствами, не впадая в документалистику и публицистику. Всегда есть опасность написать слишком «в лоб», но Вишнякова миновала эти рифы. Для меня, честно говоря, оказалось откровением то, что даже на тяжёлую тему можно написать такую светлую и дина- мичную книгу. А как искусно складывается общая картина книги!.. Снова пазл, пять частей с хештегами: #не_плачь, #хорошие_и_плохие, #не_плачь, #я_ не_плачу. Жестокий мир подростков, в котором инвалид – не человек. Естественный отбор. Инклюзия и её противники. Никогда не думала, что их так много. А ведь намного больше, чем нам кажется... «Здоровье общества – это когда нет слабых и сильных»...
Эволюция Влада. От мажорного, ироничного, спортивного подростка – «монпэр», «без баб», видеосъёмки, заработок – до встречи с потерянным братом. Трагедия разорванной семьи. Мужество признать свои ошибки, свою слепоту. Что ж, кто-то преодолевает физическую инвалидность, кто-то – душевную. И счастье, если это удаётся.
Сюжет о двух братьях, разлучённых в детстве. Сказка наизнанку. Кто тут принц, кто сын дровосека?..
Книга-потрясение.
Ольга Коробкова