Показанный в субботу по ТВ Центру документальный фильм Леонида Млечина «Карл Радек против Адольфа Гитлера» продолжил, а судя по анонсу, ещё и не завершил тему взаимоотношений СССР и Германии в 20-е годы прошлого века, когда неудача подпитывавшегося из Москвы восстания германского пролетариата ускорила приход к власти гитлеровского режима. Фильм получился довольно неплохой, но уж больно куцый: о многом существенном говорилось скороговоркой. И по причине совершенно недопустимой при показе серьёзного фильма: интересные подробности были вытеснены из фильма то и дело вламывшейся в него рекламой косметических средств. Суммарно она длилась чуть ли не больше самого фильма. Какой-то парадокс: если раньше многие правдивые исторические кадры не могли попасть на экран по цензурным соображениям, то теперь роль цензуры фактически играет реклама, вытесняя с экрана познавательность. Правда, ей не удалось вытолкнуть из фильма рассуждения о нетрадиционных сексуальных отношениях дипломата Чичерина и поэта М. Кузмина. Тема эта не запретная, но к содержанию фильма отношения не имела. Просто нынче модно поговорить об эдаком. А коль модно, то, стало быть, «в тему». Фигура Карла Бернгардовича Радека (Собельсона), сделавшего доклад на Первом съезде советских писателей, могла бы заинтересовать и канал «Культура». Огромный интерес вызвал бы фильм о взаимоотношениях Радека с писателями Бабелем, Пильняком, Воронским, Сейфуллиной, начинавшей письмо к нему, уже опальному: «Дорогой родненький Радек» и заканчивавшей: «Целую Вас крепко». Много писем от писателей получал экстравагантный революционер. А потом в газеты пошли другие письма, требовавшие казни Радека, ныне реабилитированного. Подписи Алексея Толстого, Федина, Платонова, Зощенко, Тынянова, Новикова-Прибоя, Барто и многих других стояли под этими письмами. Такое вот было время, сложное и поучительное. А учиться разве когда поздно?
, ЯРОСЛАВЛЬ