Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2021 г.
Литература Библиосфера

Космический волхв

23 марта 2021

Не стало поэта, прозаика и драматурга Владимира Вяхиря.

Когда заканчивается земная жизнь необычного, незаурядного человека, самое глупое, что можно сделать – написать заурядный некролог, о том, какой же он, мол, хороший был и сдобрить это всё традиционной скорбью. Владимир Вяхирь – вообще не про это.

Мы стояли на отпевании Володи в Ильинском храме в Сергиевом Посаде, и не покидало чувство, что Вяхирь глядит на нас откуда-то сверху и подгоняет: «Всё-всё, ребята, заканчивайте поскорее вашу церемонию, вы – о своём, а у меня-то ещё много дел». И правда, многие слова относятся к Вяхирю: поэзия, живопись, история, род, таинственность, вера, традиции. А вот слово «смерть» настолько не про него, что и думать тут нечего.

…Сидим в Веськово у Плещеева озера. Тут у Володи загородная резиденция. Всё, как полагается – деревянный дом, зелёный сад. Хозяин угощает нас грибным супом, жареной рыбкой и говорит про многое: про свою книгу «Синь-камень», про Плещеево озеро и его загадки, необъяснимые логически, про сам синь-камень, лежащий на берегу и обладающий по преданию какой-то нереальной космической энергией, так до сих пор и не раскрытой, про племена веси и меря. Сидим и понимаем, что вообще Россия – вот про это всё. А Володя сам, как синь-камень, о котором он пишет свою книгу – неизвестный, таинственный, космический и… русский настолько, насколько вообще можно быть русским.

Года за три до этого. Зима. Открытие мемориальной диски Леониду Филатову на доме, где он жил. Вяхирь читает стихи. И не понимаешь, кто перед тобой – реальный Владимир Вяхирь или Маяковский, или Высоцкий или все вместе сразу. Кто ты, Володя? Тут ответа, наверное, быть не может.

Его знает весь Сергиев Посад, его знают в Москве. Но его не знает никто. Про того же Филатова можно сказать: поэт, артист, интеллигент. И вырисовывается какой-то образ. Про Володю… Дух, энергия, космос. Но лучше всего подходит – волхв. Он что-то такое знает, что пытается донести до тебя, но понимает, что тот космос, который он хотел бы тебе открыть, как истину, не умещается в слова и образы. Но и рукой махнуть не может, мол, «всё равно ничего не поймёте». И живёт. Не пытаясь удивить, но удивляя.

Володин отец – фронтовик, был танкистом. У самого Вяхиря (его настоящая фамилия Голубев, но никто, кроме работников отдела паспортного стола, уже и не помнит об этом) четверо детей. Андрей, Владимир, Варвара, Ваня. Поставь их вместе – и все вообще разные. Ваня, например, в школу ходит, в 4-й класс, а Андрей врач, учёный от медицины, уже долгие годы спасающий людей, Варя – расцветающая красавица, выглядящая взрослее, чем есть на самом деле, Володя – русский мужик с крепким рукопожатием и уверенным взглядом. Смотришь на супругу Алину. И тоже загадка. Маленькая, тёмненькая и, кажется, больше тебя понимающая, что за человек с ней. Человек ли? Энергия, сила. Что угодно про Вяхиря, но смерть – вообще нет.

Уже понимая, что скоро начнётся его новое путешествие, «езда в незнаемое», как сказал бы Маяковский, Вяхирь просит нашего худрука Влада Маленко сделать концерт по своим стихам. 15-го марта. 

…Театр «Ковчег» в Сергиевом Посаде. Вяхирь живёт напротив театра. Сегодня в зале его не будет. Физически. Хотя, это кажется и не нужно. Он – загадка, он всё равно нематериальное что-то. Читаем его стихи. Где-то простые, а где-то достающие метафорами и образами до звёзд, и понимаем, что на сцене и в зале его сейчас гораздо больше, чем если бы он сидел и смотрел.

vahiry450x300-2.jpg

Шевчук, «Новая жизнь». Так заканчивается концерт. Через несколько часов, уже 16-го, Вяхирь станет небом и начнётся его новая жизнь. Отпустили в дорогу, значит. В добрый путь, Володя, Владимир Иваныч!

Коллектив Московского театра поэтов

Выражаем наши искренние соболезнования родным и близким Владимира Ивановича Вяхиря.


Предлагаем вниманию читателей рассказ и стихи руководителя Московского театра поэтов Влада Маленко, посвящённые Владимиру Вяхирю.

    

Влад Маленко

Вяхирь 

Есть люди таинственные. Сразу даже и не поймешь, в чём дело. Магнетизм присутствует, неожиданность. Наивность у них запросто сочетается с мудростью, жесткость с мечтой необыкновенной. Таков мой друг Володя Голубев, в народе Вяхирь. Вхожу в подъезд – на стенах цветы краской нарисованы, солнце, дождь, птицы диковинные. Навстречу мне таксы бегут лохматые, аж пять экземпляров. Это первые Володины друзья. На ходу они говорят: «Привет!» и летят дальше, во двор. А вот и хозяин. Он похож одновременно на Дон Кихота и старшину из окопа Второй Мировой. В квартире мы не задержимся. Старенькая Нива, ветер в треугольники боковых оконцев, горький запах крепкого табака. Разговор о новом романе, листы которого Вяхирь нежно складирует под военный свитер, в свою неунывающую душу. Час пролетает, и еще пять минут… Приподнимается могучим волнующим зеркалом Плещеево озеро. Древнее, реликтовое, яйцевидное. Здесь мой друг преображается. И говорит: «Мы под своим небом!» Синий камень, Ярилина плешь, ботик Петра, часовня Крест, тропы Вещего Олега… Ветер с памятью моря… Я заглядываю в небо. Мимо проходит, раскачиваясь, паровоз-кукушка. Сереет волна. Кочует над центром водного царства фиолетовая туча. Стремительно облачившись в скрывающий голое тело и как будто бы обнажающий контуры характера чёрный костюм подводника, Вяхирь входит в волну, как священник в алтарь. Прежде чем его фигура станет чёрным крестиком, я успею рассчитать расстояние до обрыва. Там, по щучьему веленью, озеро скрывает во тьме второе дно, в кратерах которого блестят косяки царской селедки. Огромные щуки равнодушно застывают возле старых поломанных мачт. Вяхирь говорит: «Когда творишь – время останавливается…» Это значит, если сочинять без перерывов всю жизнь, можно остаться юным и глаза не выцветут! Следую его совету – складываю строки и одновременно жду возвращения друга. Опять думаю – странный он всё-таки человек, сколько всего намешано… Языческие приговоры, зеркала в полночь у Синь-камня, долгие беседы с наместником Лавры, подводное ружьё.

И вдруг посреди жизни, под водной гладью озера обнаружил Вяхирь Владимир Владимирскую икону Богородицы. Икона красоты чудесной, из камня выточена, лучится сама.… Отнёс в Лавру, и там все подивились, но и время её определили – царство Грозного Иоанна, который тоже здесь на берегу Плещеевом немало времени провёл. «Не ты её нашёл – она тебя!» – говорят Володе друзья, а он всё отшучивается: «Смотрю – квадратик, позеленевший между двух утесов. Любопытно стало. Вот и всё». Всё, да не всё. Говорят, иконка та сейчас у Патриарха в покоях, а Вяхирь сделал матрицу из тугой резины и всем, кто попросит отливает копию найденного сокровища.

Пройдёт часа четыре, прежде чем из шипучей, крылом загнутой волны, покажется фигура водолаза. Уже у самого берега Володя неожиданно поднимет над водой тяжелый садок, в котором забьются, захлещутся пятнистые щуки. Какая уха будет! Сказка.… Готовлю костер и замечаю, что Вяхирь хоть и вернулся из глубин озера, а всё же не целиком. Мысль его сейчас не здесь. Видно, там, под водой, незаконченный роман ревниво приблизился к душе, качнулся новым поворотом сюжета и увлёк за собой. Название романа я уже знаю – «Синь-камень». Если внимательно вглядеться в противоположный берег озера, можно увидеть геометрически правильный треугольник Ярилиной горы, и скользя взглядом левее, ближе к воде, угадать место, где сейчас находится космический исполин, фетиш древнего племени Меря –  тот самый Синий камень. Однако его легенды, тесно переплетенные с ветрами новых времен – суть романа, который завершает теперь Владимир Вяхирь. Очень скоро вы увидите его первые страницы.

2008 г.


Владимиру Вяхирю

Весны тебе в сердце,
Воды ключевой на ладонь.
Нам кровь одинаково
Сердце гоняет по венам.
Тебя обжигает
Апрельского солнца огонь,
И жизнь обнажает
В наряде таком откровенном,
Что с каждой весной
Бесполезнее зренье беречь,
Предчувствуя ветреной зелени
Скорое иго…

А слово ложится на снег,
Как на русскую печь,
И небо открыто,
Как самая главная книга.

    февраль 2003

 

Володе Вяхирю в марте 2021

Чтоб улететь в заморские края, 
Ты сделаешь на небе два надреза.
Не плачь о клетке, иволга моя,
Пусть торжествует пустота железа.  

В него ударит молнией июль, 
И задрожит земля, как будто тесто.
Побритого солдатика патруль 
Отпустит в мокрый парк гулять с невестой. 

Там оркестранты в кучу сложат медь,
Чтоб солнце в них играло утром рано.
Теперь я буду памятью болеть, 
Поникшей, как лошадка Левитана. 

Необходимых слов куплю набор 
В церковной лавке, там у Лавры сбоку
И буду по весне гулять, как вор, 
Читая то Есенина, то Блока. 

Чего ещё? У жизни два конца,
Но буква «А» упала, «Б» пропала,
Весенний дождик стёр глаза с лица
И заиграл мелодию сначала.  

12.3.21

Тэги: Литутрата
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Литутрата

    28.09.2021
  • Сверхновая печаль

    03.06.2020
  • Она делала наш мир сказочней…

    20.05.2020
  • Редактор на все времена

    11.12.2019
  • Сверхновая печаль

    53 голосов
  • Редактор на все времена

    8 голосов
  • Литутрата

    8 голосов
  • Она делала наш мир сказочней…

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS