Нам досталось от сленга сберечь нашу родную речь
Как только не называла писателей и поэтов наша пишущая братия (журналисты, критики, биографы, да и сами литераторы всех мастей): «зеркалом души», «совестью эпохи», «народным рупором»… Хотя сказать-то они хотели только одно: лишь писатель, языковед (есть такое замечательное слово) обладает этой уникальной способностью точно и ёмко описать словами то, чем сейчас живут и о чём думают его современники. Именно поэтому так высок интерес к их творчеству.
Сегодня мы обратились с вопросами к поэту, философу, исследователю, члену Союза писателей России Евдокии Лучезарновой. В начале мая вышла её новая книга «Космичность удали российской». Именно её она впервые будет представлять на ХIII Международном книжном салоне, который пройдёт с 17 по 20 мая 2018 года в Санкт-Петербурге.
– Евдокия Дмитриевна, вы не впервые участвуете в весеннем Санкт-Петербургском книжном салоне. В прошлый раз вы представляли на нём книгу «Время России», за которую, кстати, получили Большую литературную премию в 2017 году. О чём ваша новая книга? Судя по названию, тема России вас по-прежнему волнует.
– Каждая страна на каком-то отрезке времени говорит своё слово, и это слово становится главным, потом по этому слову строятся миры. Мне кажется, что сейчас пришло время России. Именно об этом я рассказываю в своих книгах. В настоящий момент Россия говорит своё главное слово в этом мире. И то, что будет с Россией, будет и со всем миром. Хотелось это показать, рассказать, донести, что время России наступило.
Ещё в 1993 году на Всероссийской конференции «Помоги России», которая проходила в Новосибирске, я выступила с докладом на тему «Россия как космодром, русские как народ, говорящий на языке ноосферы». «Как спасти Россию?» – это один из самых главных вопросов, который всегда поднимался в русской литературе. Звучит он и до сих пор. И когда мне задают его, я, как правило, отвечаю: «Россию спасать не надо. Россия как была прекрасна, так прекрасна и сейчас».
Книга «Космичность удали российской» пронизана любовью к нашей замечательной стране, ко всем народам, которые её населяют.
– А что значит для вас «быть русским человеком»?
– Быть глубоко русским человеком – это значит быть глубоко верующим в высшие истины. Сейчас само слово «Россия, Русь» упало на конкретную территорию. Но люди бывают глубоко русскими независимо от национальности. Глубоко русский человек – это человек, привыкший служить идеалам.
Сергий Радонежский, когда говорил: «Помоги земле русской», как раз имел это в виду, что быть русским – не важно, как ты выглядишь и какое ты тело сейчас на себя надел, важно, что внутри ты служишь идеалам красоты, идеалам мужества, идеалам всеобщего счастья и так далее.
– Вы упомянули о времени, которое сейчас за нашей страной. В ваших книгах о времени говорится очень много. Расскажите об это поподробнее.
– Когда я пишу книги, получаю огромное наслаждение. Я работаю с каждым словом, я вижу эти слова, поэтому мне интересно, как говорят другие люди. Я за ними наблюдаю: что они говорят, как они строят свою речь, как у них мозг устроен.
Основное время живёт вокруг мозга, когда существо проникает повсюду молниеносно, фиксирует всё, но при этом это никто не видит, никто не знает, что сейчас происходит.
Кроме человека, никто не умеет ощущать время и хранить его внутри себя. Только у человека есть постоянное ощущение своего времени, выделенного ему на жизнь.
К сожалению, люди, как правило, живут фрагментами: это сейчас вижу, это сейчас помню, это сейчас не вижу, это сейчас не помню.
Научившись фиксировать время и познав законы, по которым оно существует, мы сможем смотреть на происходящее как бы со стороны. Вспомните есенинское «…большое видится на расстоянии». При этом все события собственной жизни у нас начнут связываться в единую цепочку неслучайностей. Это и будет взглядом из времени.
– В одной из своих книг вы написали, что время хранится в изысканной речи. Что вы имели в виду?
– В только что вышедшей книге «Космичность удали российской» я рассказала, что каждый человек должен научиться работать со словом, ведь если мы слово правильно введём в свой мозг, то внутри мозга начнёт развиваться время, а время – это жизнь. Время хранится в изысканной речи, поэтому люди во все времена с удовольствием читают классику.
В этом контексте поэзия для меня – это своеобразная платформа, некий плацдарм для времени, поскольку поэты описывают этот мир через красивые слова и красивые фразы, переключая таким образом время, которое приходит из Вселенной (его дарят нам звёзды), на слова.
– Кстати, очень актуальный сегодня вопрос. В прошлом месяце 23 числа мы отмечали День книг и авторского права. И по этому поводу у вас в Instagram был размещён пост. Один из вопросов, который пришёл от ваших подписчиков: а возможно ли искоренить воровство вообще?
– Это было бы замечательно, если бы можно было вообще! Но, к сожалению, у кого-то это мания или болезнь, которую нужно искоренять. А для кого-то это идёт незаметно, особенно если мозг недостаточно развит. То есть неразвитый мозг впускает в себя чью-то мысль и говорит, что она его собственная, и сразу начинает выдавать, минуя авторство.
Например, что такое наука? Вообще для чего существовала наука и что она делала всё это время? Она как раз охраняла авторское право. Поскольку, если шла публикация какой-то научной статьи, всегда была ссылка, что эту идею я взял у того-то, эту мысль я позаимствовал у того-то, это высказывание принадлежит тому-то, это я вместе сложил или всё это наложил друг на друга и получил вот это.
Сейчас, к сожалению, очень много людей научно безграмотны, поэтому они даже не упоминают автора, когда пользуются его трудами, я уже не говорю о денежной оплате за использование продуктов его мыследеятельности.
Человека необходимо воспитать таким образом, чтобы у него в голове сложился некий механизм (вихрь, который будет создавать внутри мозга своеобразную зону «боли»), при котором человек не мог бы использовать продукт чужого труда без обязательной ссылки на автора. И чтобы человеку не захотелось больше брать чужой интеллектуальный труд и присваивать его себе.
– Но разве не приятно, когда ваши слова становятся народными?
– Когда мне первый раз сказали, что я пишу народные татарские песни, и их исполняет татарский народный хор, я улыбнулась. Есть какая-то часть слов, которые люди, естественно, могут использовать. Я создаю немало уникального, у меня есть тексты попроще, и тогда пусть они становится народными, пусть их народ передаёт. А есть совершенно сложные вещи, и когда их упрощают так, что они уже не соответствуют действительности, тогда лучше бы сказали, что пытаются передать мои слова. Другой человек всегда должен иметь возможность обратиться к первоисточнику.
Я с самого первого шага говорю следующую фразу: «Не он сказал, а я услышал, что он сказал». То есть всегда должен звучать источник – откуда ты это взял.
– Но это мы говорим только об интеллектуальной собственности, то есть о словах. А если это касается предметов, возможно ли искоренить воровство?
– Чем цивилизация становится выше по эволюционному уровню развития, тем меньше воровства в этой цивилизации. Когда мы были на Сейшелах, нам сразу сказали: «Если предмет находится в ваших руках, значит, он ваш. Если вы его положили, всегда может подойти человек и взять его – это уже то, что ему бог дал». Поэтому чем менее развит человек, тем ему легче жить по таким принципам, по другим он и жить не может. Он не может лонгировать, он не может пробрасывать. Такой человек говорит: «Если что-то лежит, значит, это моё, я нашёл». И не важно, гриб он нашёл в лесу или он сейчас нашёл золото или что-то ещё – «я это нашёл, значит, оно моё».
Стадия присвоения меняется в зависимости от развития человека. Чем более развитый мозг имеет человек, тем меньше и меньше он покушается на чужую собственность. И когда человек очень развит, он много раз опросит всех окружающих – а вдруг это чьё-то? Ему легче поделиться и отдать, нежели самому забрать.
Таким образом, эта тема напоминает некую иерархическую лестницу, внизу которой очень сложно искоренить воровство, и чем выше мы поднимаемся по ступеням, тем меньше и меньше встречаемся с этой проблемой.
– В своей новой книге вы уделили большое внимание русскому языку и его влиянию на формирование мировоззрения нашего народа. Что, по вашему мнению, главное мы должны знать о своём языке?
– Отвечу ритмом.
Ода русскому языку
Огромные просторы российские,
Просторный удобный язык
Позволил делиться нам искренно
Приятным прочтением книг.
Самый огненный, чувственный, страстный,
Открывающий душу и мозг,
Позволяющий лирой прекрасной
Дотянуться до таинства звёзд.
Технологии жизнь облегчили,
Упростили до кнопок дела,
Слова ажурные искалечили
Аббревиатуры, жаргон, просторечия,
В «Инстаграм» молодёжь перешла.
Труженики, служители, родного
Языка живого носители главные,
Нам досталось от сленга сберечь
Просторную, славную, сладкую
Любимую русскую речь.
Беседу вела Евгения Кайгородцева