Зачем Европе несколько албанских государств?
Что именно раздражает Запад в сложившейся вокруг Косово ситуации? Для тех, кто внимательно следит за событиями на территории бывшей Югославии, ответить на этот вопрос нетрудно. Все годы кризиса принципы международного права здесь нарушались постоянно, компромисс носил односторонний характер и предполагал уступки лишь одной стороны. Причём все, кто участвовал в урегулировании кризиса, решали вопросы единодушно, как правило, единогласно голосовали за предоставление независимости республикам СФРЮ, за санкции против Сербии и Черногории, за их наказание – вплоть до нанесения бомбовых ударов (1994, 1995, 1999), за раздел Боснии и Герцеговины, за очернение и осуждение сербов, за участие НАТО в урегулировании и т.д.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Без сомнения, решение косовской проблемы, предложенное международными организациями и НАТО, продолжает традиции прошлого времени, когда подобные решения навязывались, выдвигались ультиматумы, отвергалась возможность доработки текста соглашения, имитировалась отчаянная нехватка времени или ставились жёсткие сроки принятия решений. И если сейчас уступить по Косово, то такая практика вскоре окончательно станет нормой. Именно поэтому Россия и заняла более жёсткую позицию, выступая за продолжение переговорного процесса.
Вообще косовская проблема весьма многослойна и вбирает в себя несколько сложных составляющих, каждая из которых требует своего теоретического и практического разрешения. Но одновременно «косовский узел» отражает и противоречие интересов международных субъектов, приобщённых к этому конфликту. Во-первых, по проблеме Косово на постъюгославском пространстве столкнулись две линии возможного решения этнополитических конфликтов: путём мирных переговоров или с применением военной силы. Во-вторых, здесь отразилось колебание мирового сообщества между невозможностью вмешательства во внутренние дела суверенных стран и политическими установками США на беспрепятственное применение силы в любой точке планеты. В-третьих, в косовской проблеме наблюдается тянущийся из Хорватии и Боснии и Герцеговины шлейф необъективного отношения к конфликтующим сторонам, политика двойных стандартов. В-четвёртых, именно в Косово в очередной раз проявляется противоречие, заложенное в международном праве, между правом нации на самоопределение и нерушимостью границ.
Почему бы Сербии не отдать Косово? Ведь большинство населения края составляют албанцы, которые уже больше века стремятся создать единое албанское государство, последние двадцать лет не расстаются с оружием и вечно создают сербам проблемы. Здесь не могу не отметить исторический фактор, который во многом разъясняет суть проблемы. Конфликт в Косово и Метохии является самым длительным очагом напряжённости в современном кризисе на территории бывшей Югославии. Вообще же в центре этих конфликтов стоит длительная борьба албанцев за самостоятельность и территориальную независимость, за объединение всех территорий с большинством албанского населения.
ПОЛЕ ДРОЗДОВ
В конце XII – начале XIII в. эти земли входили в состав сербского государства династии Неманичей, были заселены исключительно сербами и являлись колыбелью сербской государственности. Названия этих областей произошли от сербских слов «кос» – дрозд и «метох» – церковное имение. И именно здесь, на Косово-поле (Поле дроздов), в 1389 г. произошёл бой сербов с турками, который считается одной из важных вех европейской истории. Именно он открыл Османскому царству дорогу в Европу, положил начало многовековому завоеванию Балкан и рабству славянских народов. Сербы не смогли выиграть битву, понесли огромные потери, но сражались стойко. Их героизм и мужество помнит история.
Идеалы Косово воспитывали героев, поддерживали дух независимости, ратоборства. Сербы первые на Балканах в начале позапрошлого века подняли восстание против турок, с помощью России добившись независимости. Американцам, заявляющим сегодня о своих интересах на Балканах, трудно понять, что сербский народ воспитан на исторических традициях, которые приобрели облик мифологической доминанты в сознании многих поколений. Это – гордость, героизм, патриотизм, понимаемый как необходимость умереть за Родину, чувство славянского и православного братства, сознание жертвенности сербского народа, готового на всё ради других югославянских народов… И в центре этих чувств – Косово-поле.
ЗА АЛБАНСКИЙ ВИЛАЙЕТ
Нашествие турок на Балканы в XV в. заставляло сербов бежать из родных мест. Укрепляя завоёванные территории, турецкие правители заселяли районы Косово мусульманским населением, преимущественно теми же турками и албанцами из горных областей Албании. К концу XIX в. уже половину населения Косово и Метохии составляли албанцы. Вторая половина ХIХ в. отмечена ростом албанского национального движения и распространением идеи о создании организации, которая бы боролась за объединение всех албанских земель в одно автономное образование, против их передачи разным странам. Летом 1878 г. в знак протеста против намерений Берлинского конгресса передать ряд областей, населённых албанцами, Болгарии, Сербии, Черногории и Греции возникла «Албанская лига за защиту прав албанского народа». Она получила название Призренская – по косовскому городу, в котором 10 июня собрались делегаты-албанцы из разных краёв, чтобы принять программу национальных целей албанского населения Османской империи. Организаторы лиги стремились к тому, чтобы из всех территорий, на которых живут албанцы, в рамках Турецкого царства был создан один албанский вилайет, имеющий территориально-административную автономию. В документе было записано, что цель лиги – «с оружием в руках бороться за защиту всей территории» и выдворение иностранных войск с албанских земель. На собраниях Призренской лиги говорилось о существующей угрозе территориям, которые считались албанскими, принимались решения о вооружённом сопротивлении возможному расчленению албанских земель, вторжению черногорских, сербских или греческих войск. В то время Европа, считая, что албанская нация не существует, использовала понятие «албанские земли» исключительно как географическое.
Вскоре лига порывает с турецким правительством и выдвигает требование об автономии, борьба за которую в начале 1880-х гг. носила форму вооружённого сопротивления – активные боевые действия против турецких войск велись в Косовском и Дибрском вилайетах и в Македонии. 28 ноября 1912 г. на Национальной ассамблее представителей всех районов страны была провозглашена независимость Албании и сформировано временное правительство. Великие державы не могли обойти молчанием этот вопрос. Автономия Албании обсуждалась на специально созданном в середине декабря в Лондоне совещании послов и в итоге была признана Лондонским мирным договором от 29 июля 1913 г., по которому территория Косово и Метохии была поделена между Черногорией и Сербией. Факт передачи Сербии ряда областей, населённых албанцами, дал повод Албании предъявить территориальные претензии к Сербии, а самим албанцам Косово говорить об оккупации края. И после 1918 г. началась борьба за присоединение этих областей к Албании, важнейшее направление политики которой всегда составлял вопрос о воссоединении албанских земель.
ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ С ФАШИСТАМИ
С началом Второй мировой войны, после расчленения югославского государства, большая часть Косово и Метохии, а также Западной Македонии вошли в созданную фашистской Италией Великую Албанию. Немецкие и итальянские войска албанцы встречали как освободителей, надеясь с их помощью осуществить мечту о едином независимом албанском государстве. В конце 1942 г. была создана националистическая организация «Балы комбтар» (Национальный фронт), поставившая задачу борьбы за единую этническую Албанию. Ей удалось привлечь на свою сторону широкие слои населения. Албанцы-экстремисты активно осуществляли выселение с территории края неалбанского населения. Премьер-министр албанского марионеточного правительства Мустафа Кроя в июне 1942 г. открыто заявил, что «необходимо приложить усилия к тому, чтобы всех сербов-старожилов из Косово выгнать... сослать в концентрационные лагеря в Албанию, а сербов-переселенцев надо убить». По данным американских спецслужб, с апреля 1941 г. до августа 1942 г. албанцы убили около 10 тысяч сербов. В Призрене в сентябре 1943 г. в присутствии представителей албанцев из Косово, Черногории, западной части Македонии и Новопазарского санджака под патронатом фашистской Германии была возрождена Призренская лига (Вторая). Эта организация ставила задачей объединение всех балканских территорий с большинством албанского населения. Устав лиги предполагал формирование комитетов во всех округах, вооружённые отряды (косовский полк), а также молодёжный Комитет обороны Косова.
За время войны территорию Косово, по разным данным, покинули от 100 до 200 тысяч сербов и черногорцев, вместо которых пришли около 70–100 тысяч албанцев. Многочисленные манифестации албанского населения Косово, проходившие в 1945 г., выражали нежелание находиться в составе Сербии. Иосип Броз Тито пытался успокоить ситуацию, с одной стороны, заявлением о предполагаемом вхождении Косово в состав Албании, а с другой – освобождением албанцев от ответственности за преступления против сербского населения, совершенные во время войны. Весной 1945 г. он говорил албанцам Косово: «Мы знаем, что вы пошли в немецкую армию, что вы боролись против нас, но это не значит, что мы призываем вас к ответственности. Мы знаем, что вы были обмануты, что не все из вас убийцы и преступники, что 90 процентов вас заблуждались и что сейчас настало наше время вам помочь, объяснить, чего мы хотим. Мы не хотим, чтобы албанцы в Косово были людьми второго или третьего сорта. Мы хотим, чтобы у вас были свои права, равноправие, был свой язык, свои учителя, чтобы вы ощущали себя в своей стране».
После образования югославской федерации Косово и Метохия получили статус территориальной политической единицы. Каждое послевоенное десятилетие повышало статус Косово: от автономной области в составе Сербии в 1945 г. до автономного края с широчайшими полномочиями, практически равноправного с республиками субъекта федерации, в 1974 г. Несмотря на это, сепаратистская деятельность радикально настроенной части албанских группировок в Автономном крае Косово началась сразу после войны и не прекращалась ни на один день. Объединение с Албанией оставалось их главной целью, к которой они шли упорно и настойчиво. Менялись средства и тактика, но цель была неизменной и не зависела от статуса края, от количества вкладываемых в его развитие денег, от уровня межнациональных отношений во всей федерации. Так и действовали по этапам: пропаганда национализма – в 50-е, демонстрации и провокации – в 60-е, вооруженная борьба – в 70-е, восстание – в начале 80-х, война за независимость – в конце 90-х. Подпольные организации в крае поддерживали албанские диаспоры по всему миру.
Пути поиска выхода из ситуации привели руководство Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднение ряда полномочий краевой администрации смогут нормализовать ситуацию. Скупщина Сербии в сентябре 1990 г. приняла новую Конституцию Сербии, которую встретили в штыки в Косово как понижающую уровень автономии края. Изменения в статусе вызвали здесь широкие демонстрации и стычки с полицией. В январе 1990 г. в демонстрациях уже участвовали около 40 тысяч албанцев, и с этого времени выступления стали приобретать массовый характер. В результате весь край разделился на два параллельных общества – албанское и сербское. Каждое имело свою власть, экономику, просвещение и культуру. Со времени принятия Конституции Сербии албанцы посчитали, что автономия края уничтожена. В крае развернулась кампания гражданского неповиновения и началась массовая бессрочная забастовка. Распущенная скупщина на тайном заседании решила создавать «параллельные структуры власти» – подпольные парламент и правительство. Постепенно создавались и вооружённые формирования – Освободительная армия Косово (ОАК).
ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ
Суть проблемы заключается в столкновении интересов большинства албанского населения края, стремящегося отделиться от Югославии и создать своё национальное государство на Балканах, объединившись с Албанией, и интересов Республики Сербии (и ранее Югославии), отстаивающей целостность территории.
Процесс интернационализации косовского вопроса начался в середине 90-х, когда в Дейтоне снятие санкций с Югославии было обусловлено решением «вопроса Косово» и сотрудничеством с Гаагским трибуналом. В 1997 г. к решению проблемы активно подключилось мировое сообщество в лице ООН, ОБСЕ, Контактной группы, руководства отдельных стран. Заявку на своё участие в урегулировании сделала и НАТО. Проводя акцию «принуждения к миру» в Боснии и Герцеговине, альянс не встретил возражений ни от одной страны мира, и это дало ему уверенность в том, что изменение концепции её роли в мире проходит успешно.
В результате агрессии НАТО на Сербию и Черногорию в марте–июне 1999 г. погибли 2 тысячи гражданских лиц, около 7 тысяч получили ранения (30% из них – дети). Бомбовые удары вызвали лавину беженцев из Косово, главным образом женщин и детей. С началом натовской агрессии (т.е. после 24 марта), по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, 790 тысяч этнических албанцев, 100 тысяч сербов, а также цыгане, адыгейцы стали беженцами. 10 июня Совет Безопасности проголосовал за Резолюцию ‹ 1244, в которой указывалось, что в Косово будут развёртываться международное гражданское присутствие и присутствие по безопасности с необходимым персоналом и снаряжением. Однако для неалбанского населения мира в крае не настало. Боевики, не желавшие разоружаться, начали преследование сербов и вновь напомнили о своей главной цели – создании этнически чистого края и отделении от Югославии.
В последующие месяцы ситуация в крае перманентно усугублялась повседневным террором, преступлениями, массовыми нарушениями прав человека и этническими чистками сербов, цыган, горанцев, турок, египтян. Так называемая ОАК и другие вооружённые албанские банды не были демилитаризованы, разоружены и расформированы. Край превращён в рекрутский центр террористов, базу организованной международной преступности, контрабанды наркотиков, оружия, работорговли и отмывания денег. За год присутствия миротворцев в Косово совершено 5 тысяч терактов, более тысячи человек убиты и более 960 похищены, разрушены более 85 средневековых религиозных объектов и памятников истории и культуры.
В 2001 г. наступает новый этап в развитии кризиса, связанный с его расширением на территорию Македонии, а также с углублением конфликта на территории Косово и Метохии, где в марте 2004 г. произошло широкомасштабное насилие над сербским населением со стороны албанцев, результатом которого стали масса убитых и сотни раненых. Были организованы также нападения на военнослужащих Сил для Косово и на персонал и объекты Миссии ООН по делам временной администрации в Косово. Именно такую методику использовали албанцы, чтобы поторопить международные организации с предоставлением краю независимости. И международные организации поспешили.
Совершенно очевидна преднамеренность действий международных организаций по определению статуса Косово и Метохии (подготовка к этому идёт с 1999 г., после того как войска НАТО вступили на территорию края). Здесь существуют самостоятельные, независимые от центра, то есть от Сербии, политическая, судебная и административная системы, визовая служба, когда прибывающие в край люди не спрашивают разрешения у Белграда и не получают виз, отдельные паспорта, отдельные номера на автомобилях. То есть всё создано для того, чтобы косовары могли существовать независимо. Осталось только это юридически закрепить.
«ЯЩИК ПАНДОРЫ»
Нынешний переговорный процесс между Белградом и Приштиной, хотя и длился весь прошлый год, изначально был обречён: за неудачей договориться должно было последовать предложение о помощи от европейских посредников – что и означает навязывание решения. А уж в последнем балканский опыт многогранен. И действительно появился «план Марти Ахтисаари», который предлагает предоставить Косово независимость под присмотром международных сил.
Убеждая несговорчивых или сомневающихся, США, Англия и ряд других европейских стран предупреждают, что только предоставление Косово самостоятельности принесёт региону стабильность. Иначе следует ожидать войны. Однако никто не задумывается о том, что именно после признания независимости Косово Европу ожидают новые конфликты: в Македонии, Черногории, на юге Сербии (Прешево, Медведже и Буяновац). Албанцы, живущие в этих странах, сразу поднимутся по примеру Косово на борьбу за свои права и независимость. Цепочка вышеобозначенных событий приведёт к созданию на юге Европы нескольких албанских государств через новую волну вооружённых столкновений… Хочется спросить у Европы: сколько албанских государств на своём юге она может выдержать? И как европейцы оценивают роль Косово в балканском маршруте героина (до 80% поступлений в Европу из Афганистана идёт через этот край)? Как отмечают специалисты, в частности А. Зеличенко, «несмотря на присутствие здесь значительных международных полицейских сил и военного контингента, край превращается в настоящий Клондайк для наркодельцов»… Именно поэтому отклонение признания независимости Косово и Метохии – это ключ к предотвращению нового кризиса.
Сегодня в Совете Безопасности ООН – две резолюции. В одной, основывающейся на докладе Марти Ахтисаари, где предлагается установить в крае независимость под международным наблюдением. Россия же настаивает на том, что форсировать события не следует, поскольку международные стандарты не выполнены, как, впрочем, и ряд положений Резолюции ‹ 1244, а потому надо продолжить переговоры, чтобы достичь компромисса и одобрения решений двумя сторонами. На Москву, которая в последнее время мешает принять решение по ускоренному сценарию, сейчас оказывают давление. Джордж Буш торопится – в июне албанцы готовы были уже отпраздновать независимость. Кроме того, в крае началась деятельность организаций, которые давно готовят независимость края, – Группы по подготовке к созданию международного гражданского присутствия, Группы ЕС по планированию для Косово и др.
Пока Россия выдерживает твёрдую линию, обещая использовать право вето в Совбезе, если её позиция не будет учтена. Поэтому наши западные партнёры пытаются найти другие варианты признания независимости Косово – в обход Совета Безопасности. Именно поэтому на последнее заседание Контактной группы, в которую Россия входит со дня её основания в 1994 г., Россию не позвали.
НУЖНЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ
Сейчас многие говорят, что в Косово уже испробованы все средства, поэтому найти варианты решения проблемы невозможно. Однако учёные полагают, что всегда есть шанс решить проблему мирным путём. Так, по нашему мнению, чтобы прекратить манипуляции международным правом, чтобы не допустить дальнейшего дробления территорий Сербии, Македонии, мировому сообществу и России надо выработать универсальные критерии признания независимости государств. Например: уровень демократии, отсутствие геноцида, военных действий, неиспользование тактики терроризма, определённый процент населения одной национальности и (в конце) результаты референдума. В таком случае лидеры Косово заранее могли бы знать, что без восстановления памятников православной культуры, прекращения геноцида православного населения, без возвращения сербского населения невозможно претендовать на независимость. Только при универсальных критериях любой может сказать, надо ли признавать ту или иную территорию, тяготеющую к самостоятельности. Чёткие критерии позволят избежать субъективизма и применения двойных стандартов.
У нас в Институте славяноведения РАН неоднократно обсуждались такие предложения, но мы слышали в ответ, что сделать это крайне сложно, что требуются огромные усилия международных организаций по выработке таких критериев, что это может затянуться на долгие годы. Чтобы упрекнуть оппонентов в лукавстве, напомню, что 17 декабря 1991 г. в Брюсселе удивительно быстро был разработан и принят документ, в котором утверждались условия признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе. Среди них: преобладание права и демократии, гарантия прав национальных меньшинств, мирное решение споров и ряд других. ЕС предложило всем республикам теперь уже бывшей Югославии подать заявления о своём признании. Словения, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина немедленно сделали это. Возмутились такой постановкой вопроса лишь Сербия и Черногория, напомнившие, что получили независимость на Берлинском конгрессе 1878 г. и поэтому не станут вновь добиваться своего признания, а также что Сербия и Черногория не выходили из Югославии, поэтому оставляют за собой право преемственности этого государства.
Так что выработать критерии не так уж трудно. Интересно другое – после принятия декларации поспешно была признана Хорватия, нарушившая по крайней мере четыре из пяти условий ЕС, но затянуто признание Македонии, не нарушившей ни одного. Кроме того, была поддержана независимость охваченной войной Республики Боснии и Герцеговины – с нестабильным внутренним положением, с неопределённым политическим устройством, невыясненными отношениями между живущими в ней народами. Это убеждает нас в том, что в проблемах постъюгославского и постсоветского пространства политические мотивы преобладают над правовыми.
Именно поэтому сейчас так важна позиция России, которая на примере Косово пытается вернуть международные отношения на рельсы международного права. И кажется, это получается. По последним сообщениям, «пятёрка» ведущих стран без России выработала новый проект резолюции СБ, который предполагает продление переговоров на четыре месяца и назначение нового модератора вместо М. Ахтисаари.
, доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН
Сербские беженцы, оставшиеся без крыши над головой
в результате этнических чисток, временно размещены в здании школы села Грачаница в пригороде Приштины. Март, 2004 год