«Без Костромы не было бы Третьяковки». Такая простая мысль приходит в голову, когда смотришь экспонаты выставки «Москва и Кострома в жизни семьи Третьяковых», открывшейся в залах Дворянского собрания замечательного русского губернского города.
Костромская льняная мануфактура, совладельцами которой были братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, давала доход, который помог развитию великого собрания русского искусства. Самое удивительное, что мануфактура работает до сих пор.
Купцы и промышленники Третьяковы отчётливо понимали, что существует кровная связь между личным и общественным богатством… Благотворительность для них была «сословной добровольной обязанностью». Ими двигала идея: «…с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в виде каких-либо полезных учреждений». Эту благую мысль не худо бы взять на постоянное вооружение всем нашим современным купцам и банкирам.
Выставка в Костроме пользуется успехом у жителей города. По сути дела, они впервые так подробно узнали о тесной связи Москвы и Костромы в жизни семьи Третьяковых. Свыше 60 экспонатов, воспроизводящих фотографии и документы, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее и личном архиве потомков знаменитой семьи, были представлены публике председателем правления Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова Еленой Бехтиевой.
На выставке была тепло принята картина «Галерея Третьякова» молодой художницы Дарьи Котляровой. Фрагменты знаменитых полотен Брюллова, Пукирева, Перова, Саврасова, Васнецова, Верещагина, Сурикова, Репина как бы проступают сквозь чёткие очертания фасада Третьяковки, хорошо известные каждому москвичу.
Вот, кстати, хороший пример благотворительности без пиара и помпы. Фонд им. П.М. Третьякова выпускает прекрасный журнал «Русское искусство», ежегодно награждает почётными премиями старейших сотрудников галереи, устраивает выставки, подобные костромской.
, член правления Благотворительного фонда им. П.М. Третьякова