Григорий Служитель.
Дни Савелия /
Предисловие
Е. Водолазкина.
– М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.
– 380 с. – 4000 экз. (Классное чтение).
Роман Григория Служителя «Дни Савелия» повествует о котах и людях. «И те, и другие играют чью-то жизнь», – такое предупреждение читатель видит на обложке книги. «Дни Савелия» – литературный дебют Григория Служителя, актёра Студии театрального искусства, солиста группы О’Casey.
С первых страниц романа обо всех событиях в нём рассказывает кот Савелий, названный в честь трёхпроцентного творожка Саввушка.
Всё происходящее Савелий воспринимает со своей позиции бездомного кота. Многие оценки и мысли персонажа – вполне человеческие, однако он видит мир под своим углом зрения:
«Мама подбегала ко мне, хватала за шкирку и волокла назад в коробку. Пока она несла меня, я раскачивался в воздухе: синь небес – зелень трав, синь небес – зелень трав. Кувырок – дно коробки».
Родной дом Савелия и его сестёр – коробка из-под бананов Chiquita. Знакомство с внешним миром наполнено приключениями и опасностями. Савелию довелось и побыть домашним питомцем, играя со Стиллавинью – меховой серой мышью производства IKEA, и потрудиться котом в Третьяковской галерее, и почувствовать себя в роли компаньона курьера доставки японской еды.
Столкновение Савелия с реальной жизнью Григорий Служитель описывает в жестоких подробностях. Случайная встреча с неизвестным стариком приводит к тому, что Савелий теряет сознание и фактически делается инвалидом. Кот, ранее лишённый своих природных функций по воле прежних хозяев, на этот раз бесчеловечно и без какого-либо повода избит в холодном мраморном туалете. В себя он приходит только спустя некоторое время. Его кости и мышцы болят и стонут, тело ломит, рёбра сломаны, а хвост отсутствует более чем наполовину. Кроме того, теперь у Савелия на месте одного глаза красуется тёмно-лиловая тьма, а во рту не хватает нескольких клыков. В этот момент персонаж жалеет, что не умер.
Однако жизнь продолжается, залатанный и подлеченный Савелий, которого теперь именуют Темиржаном, живёт с киргизом Аскаром. До тех пор, пока снова не оказывается на улице, вынужденный самостоятельно отыскивать себе пропитание.
Местом действия в романе является Москва. Сюжет книги разворачивается в окрестностях станций метро «Бауманская» и «Октябрьская», улиц Басманная и Полянка. А малой родиной кота Савелия является Шелапутинский переулок в старом купеческом районе Таганки.
Роман состоит из десяти глав, некоторые из них как будто стоят особняком. Так, «Записи Белаквина» представляют собой своего рода книгу внутри книги, а в главе «Витюша» много внимания уделяется описанию взаимоотношений Лены и Сергея, родителей взявшего в дом кота Витюши.
Запахи и звуки, краски и ощущения в романе занимают особое место. Чувствительный нос Савелия различает малейшие оттенки ароматов, которые источают растения.
Красной нитью через всю книгу проходят история кота Савелия, его непростая жизнь и несчастливая любовь, приправленные философскими размышлениями о людях и котах. Устами Савелия автор доносит до читателя мысль о том, что те и другие связаны древним негласным договором, и проводит параллель между человеком и животными. Люди приобретают закалку в армии, в то время как школой жизни для кошек является улица.
Рассказ кота Савелия во многом схож с дневником или блогом. В то же время слог персонажа – образный, а местами даже пафосный, но при этом не лишённый иронии и словесной игры: «Суровый ветер зловеще бряцал гроздьями замков, замчонков и замочищ на Лужковом мосту, которые развесили влюблённые москвичи как символы крепости их чувств». Текст романа отличается вниманием к миру ощущений и фрагментарностью, что характерно для импрессионизма. В повествовании отражена идея одиночества и крушения духовных ценностей, свойственная экзистенциализму.
По словам Евгения Водолазкина, который отыскал рукопись книги «Дни Савелия» и написал предисловие к ней, «за котами всякий раз просвечивают человеки».
Горьким аккордом в финале романа становится описание гибели главного персонажа. Даже в момент смерти он остаётся гордым и сильным. Его история замирает вместе с ним.
«Тогда я поворачиваюсь и в несколько прыжков оказываюсь на проезжей части. Первый автобус увильнулся от меня. Вторая машина тоже. А вот грузовику уже некуда было деться».
Юлия Могулевцева