Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2018 г.
  4. № 52 (6673) (26.12.2018)
Искусство Библиосфера

Коты уходят в город

25 декабря 2018

Григорий Служитель.
Дни Савелия /
Предисловие
Е. Водолазкина.
– М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.
– 380 с. – 4000 экз. (Классное чтение).


Роман Григория Служителя «Дни Савелия» повествует о котах и людях. «И те, и другие играют чью-то жизнь», – такое предупреждение читатель видит на обложке книги. «Дни Савелия» – литературный дебют Григория Служителя, актёра Студии театрального искусства, солиста группы О’Casey.

С первых страниц романа обо всех событиях в нём рассказывает кот Савелий, названный в честь трёхпроцентного творожка Саввушка.

Всё происходящее Савелий воспринимает со своей позиции бездомного кота. Многие оценки и мысли персонажа – вполне человеческие, однако он видит мир под своим углом зрения:

«Мама подбегала ко мне, хватала за шкирку и волокла назад в коробку. Пока она несла меня, я раскачивался в воздухе: синь небес – зелень трав, синь небес – зелень трав. Кувырок – дно коробки».

Родной дом Савелия и его сестёр – коробка из-под бананов Chiquita. Знакомство с внешним миром наполнено приключениями и опасностями. Савелию довелось и побыть домашним питомцем, играя со Стиллавинью – меховой серой мышью производства IKEA, и потрудиться котом в Третьяковской галерее, и почувствовать себя в роли компаньона курьера доставки японской еды.

Столкновение Савелия с реальной жизнью Григорий Служитель описывает в жестоких подробностях. Случайная встреча с неизвестным стариком приводит к тому, что Савелий теряет сознание и фактически делается инвалидом. Кот, ранее лишённый своих природных функций по воле прежних хозяев, на этот раз бесчеловечно и без какого-либо повода избит в холодном мраморном туалете. В себя он приходит только спустя некоторое время. Его кости и мышцы болят и стонут, тело ломит, рёбра сломаны, а хвост отсутствует более чем наполовину. Кроме того, теперь у Савелия на месте одного глаза красуется тёмно-лиловая тьма, а во рту не хватает нескольких клыков. В этот момент персонаж жалеет, что не умер.

Однако жизнь продолжается, залатанный и подлеченный Савелий, которого теперь именуют Темиржаном, живёт с киргизом Аскаром. До тех пор, пока снова не оказывается на улице, вынужденный самостоятельно отыскивать себе пропитание.

Местом действия в романе является Москва. Сюжет книги разворачивается в окрестностях станций метро «Бауманская» и «Октябрьская», улиц Басманная и Полянка. А малой родиной кота Савелия является Шелапутинский переулок в старом купеческом районе Таганки.

Роман состоит из десяти глав, некоторые из них как будто стоят особняком. Так, «Записи Белаквина» представляют собой своего рода книгу внутри книги, а в главе «Витюша» много внимания уделяется описанию взаимоотношений Лены и Сергея, родителей взявшего в дом кота Витюши.

Запахи и звуки, краски и ощущения в романе занимают особое место. Чувствительный нос Савелия различает малейшие оттенки ароматов, которые источают растения.

Красной нитью через всю книгу проходят история кота Савелия, его непростая жизнь и несчастливая любовь, приправленные философскими размышлениями о людях и котах. Устами Савелия автор доносит до читателя мысль о том, что те и другие связаны древним негласным договором, и проводит параллель между человеком и животными. Люди приобретают закалку в армии, в то время как школой жизни для кошек является улица.

Рассказ кота Савелия во многом схож с дневником или блогом. В то же время слог персонажа – образный, а местами даже пафосный, но при этом не лишённый иронии и словесной игры: «Суровый ветер зловеще бряцал гроздьями замков, замчонков и замочищ на Лужковом мосту, которые развесили влюблённые москвичи как символы крепости их чувств». Текст романа отличается вниманием к миру ощущений и фрагментарностью, что характерно для импрессионизма. В повествовании отражена идея одиночества и крушения духовных ценностей, свойственная экзистенциализму.

По словам Евгения Водолазкина, который отыскал рукопись книги «Дни Савелия» и написал предисловие к ней, «за котами всякий раз просвечивают человеки».

Горьким аккордом в финале романа становится описание гибели главного персонажа. Даже в момент смерти он остаётся гордым и сильным. Его история замирает вместе с ним.

«Тогда я поворачиваюсь и в несколько прыжков оказываюсь на проезжей части. Первый автобус увильнулся от меня. Вторая машина тоже. А вот грузовику уже некуда было деться».

Юлия Могулевцева

Тэги: Юлия Могулевцева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гражданское противостояние

    05.10.2022
  • Золотая моя Москва

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Большой Василий

    17.08.2022
  • Незнание не оправдывает

    03.08.2022
  • Хрупкость и бесстрашие жизни

    19 голосов
  • Кто сложит романс XXI века?

    14 голосов
  • Большой Василий

    13 голосов
  • Химический ожог

    13 голосов
  • Все дороги ведут в Морец

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS