Летние впечатления от детского песенного конкурса
У нас после развала пионерской организации, в систему которой входили Дома пионеров с кружками, студиями, спортивными секциями, когда устраивались смотры и конкурсы художественной самодеятельности, юные дарования рассеялись по стране без учёта и контроля. И вот страна тоже решила поучаствовать в обустройстве юных талантов – нам предложили действо, которое должно выявить не просто самого талантливого, а самого достойного представлять российские таланты на конкурсе детского Евровидения.
Вам весело, когда к хвосту маленького котёнка привязывают консервную банку и он, бедный, бежит, мяукает и смотрит на всех жалобными, испуганными глазами? Именно такую картину представлял собой концерт, где отбирали детей на песенный конкурс, который проводит Евровидение. Натасканные дети в нелепых нарядах заученно дёргались под музыку в лучших традициях своих старших коллег. Те же томные улыбки, игра глазами, зазывные жесты, подрыгивания и поглаживания. Правда, до лесбийских парочек типа «Тату» они ещё недотянули, но огонь ведётся в нужном направлении. По сцене бестолково метались маленькие Кристины Агилеры, Бритни Спирс, Алсу, Орбакайте, «Фабрики», «Серебро» и т.д. и т.п.
Славный малыш из квартета «Коломбина», вытаращив глазёнки, пел пошловатый текст: «Ты – май лав стори». Слова эти в лучшем случае относятся к детсадовской подружке. А может, и к мальчику? Ведь в мире, в который вступает юное дарование, такой вариант уже более естественный. Ему бы о квадратном уравнении задуматься или о спряжении глаголов, но его уже включили в дрессировочный процесс. Какие уж там уроки!
Услышанные детские песни – это калька со взрослых бессмысленных образцов, причём, как правило, западных.
Перед выступлением, кривляясь перед камерой (это у нас теперь называется раскованностью), мальчик Богдан делится сокровенной мечтой – хочет купить «Ламборджини» и стать директором банка. Соблазн так горит в его глазёнках, что пути достижения своей мечты его не волнуют. Отроковица Соня любит джаз. Раньше нам морочили голову, что джаз – это целая философия и до его понимания нужно дорасти. Оказывается, достаточно походить в ясли и детский сад – и ты уже познал всю мудрость джаза. Особенно впечатляет текст: «Родители заставляют меня заниматься музыкой, учить уроки, читать книжки, а я ужасно влюблена в хулигана! Вот мы с ним поладим и тогда мы заставим родителей читать книжки и заниматься музыкой. Ля-ля-ля, фа-фа-фа».
Представляю возражения. «Европейские дети активно участвуют в этом конкурсе, а у нас что же, опять свой русский путь? Что же вы хотите, чтобы от России вышло бесполое существо в кокошнике и спело что-нибудь типа «Крылатых качелей» или очередную нудьгу про Чебурашку? Есть же «общечеловеческие» правила и образцы, которых мы должны придерживаться, если хотим стать в ряд цивилизованных стран! Опять вам мерещится тлетворное влияние Запада, пороки глобализма и хищные сети Всемирной паутины...»
Теперь мои возражения. Во-первых, не надо утрировать. А во-вторых, если в эти образцы непременно входят идиотские и недетские тексты, если при исполнении нужно энергично вертеть задом, кривляться, подражать жестам и движениям ударниц стриптиза, то да, мне хочется, чтобы наши дети выражали свои таланты другим путём. И не надо этот путь сразу называть тоталитарным, варварским и замшелым. Крутить попкой и задирать ноги – это ещё не весь прогресс. А петь пошлые песенки, неуместные в детских устах, – это ещё не подлинная свобода слова.
Как вы думаете, по окончании конкурса эти детки сядут за парты, будут прилежно учить уроки, читать книжки, думать об участии в олимпиадах и заниматься спортом? Боюсь, они уже попробовали мёртвой воды шоу-бизнеса, уже напились из лужи и стали козлятками. И никакая сестрица Алёнушка ситуацию уже не спасёт. Мало того, сотни новых Иванушек, насмотревшись на эту соблазнительную жизнь, уже снаряжаются в путь-дорогу, благословляемые старшими.
С воротил шоу-бизнеса, как известно, взятки гладки. А ребёнок... Ребёнок, как говорил незабвенный Савва Игнатьич из «Покровских ворот», «киндер, шо с него взять?». Ребёнок ведь думает: раз взрослые дяди всё одобряют, значит, это для детей хорошо. Да к тому же он видит каждый день по телевизору и на концертных площадках подобное. И ему представляется, что вот это и есть настоящая свободная жизнь.
Конечно, потрясают родители. Ведь это не какие-нибудь хулиганы, а именно они, самые близкие люди, «привешивают консервные банки к своим котятам», а те, боясь проиграть, с надеждой и испугом, умоляюще смотрят на жюри, на зал, в камеру на телезрителей: выберите меня, ну пожалуйста!..
Почему же мы так упорно и планомерно травим наших детей низкопробной культурой, почему отдаём их на потеху невзыскательной толпе? Почему позволяем телевизионным бонзам загребать деньги на наших детях? Почему как загипнотизированные сами ведём их стройными рядами за этими хищными крысоловами?
Понятно, что Агентство по культуре нам не помощник, его руководство само не прочь покрасоваться, а то и возглавить шоу позабористее. А что же наша культурная общественность и творческая интеллигенция? Почему только конфузливо улыбается?