Смотрите 4 ноября в 13 час. 35 мин. фильм Веры Кузьминой «Мистер Икс российской истории» на канале «ТВ Центр».
Так сложилось, что Козьма Минин не остался в общественном сознании тем, кем был на самом деле, – главным героем последних четырёхсот лет русской истории. Да, есть памятник на Красной площади, но в царское время о Минине многое недоговаривали или, что хуже, из него лепили хитрого пронырливого политика – вместо благодарности за то, что именно он создал условия для воцарения дома Романовых. Он не нравился и большевикам, пролеткультовец Джек Алтаузен писал: «Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского – зачем им пьедестал?.. Подумаешь, они спасли Россию! А может, лучше б было не спасать?» О нём вспомнили в сталинские времена, в 39-м сняли фильм о той эпохе, но инициатор народного сопротивления остался в тени, безусловно, младшего в «тандеме» князя Пожарского. В советские и особенно постсоветские годы о нём придумывали разнообразные версии и небылицы: будто он – крещёный татарин Минибаев, или потомок императорской китайской династии Мин, или то, что его настоящая фамилия Мининзон…
Может быть, впервые на российском телеэкране Вера Кузьмина (ведущая программы «События. 25-й час») подробно, исторически обоснованно, публицистически заострённо, с беспощадными современными аллюзиями рассказывает о величайшем герое русской истории, нижегородском посадском старосте Козьме Минине, который покончил с русской смутой и заложил основы для будущего стремительного развития России.
Тот, кто неравнодушен к отечественной истории и даже, может быть, весьма осведомлён в ней, узнает из фильма много нового. Опыт постсоветских смут требует более внимательного взгляда на начало XVII века. И опыт преодоления смуты того времени крайне важен для нынешней России.
Разброд, Семибоярщина, предательство элит, продажность чиновников… «В Новгороде – шведы. В Смоленске – Сигизмунд. В Пскове – очередной Димитрий. Кострома, Ярославль, Владимир, Гороховец, Муром, Рязань, Зарайск, Брянск опустошены и разграблены поляками, литовцами, казаками, да и просто – бесчисленными мародёрами из бесчисленных полубанд-полуармий. Атаманьё – по меткому выражению патриарха Гермогена – гуляет по стране, круша и уничтожая всё вокруг. В Кремле Василия Шуйского сволокли с престола… Семь знатнейших семейств России схватились за власть как коршуны над убитой дичью…»
Казалось, Русь, о которой совсем недавно стали говорить как о Третьем Риме (а четвёртому не бывать!), сгинет под давлением католической Европы. Но появился человек, который не просто предложил детальный план, с помощью которого страну можно вытащить из пропасти, но и смог его реализовать…
«У ополчения Минина была главная идея. Купно за едино – вместе за одно…» Но идеи, даже самой правильной, мало. Ополчение надо было сформировать, обучить, одеть, накормить и вооружить… На это нужны были деньги. «Сбор средств отнюдь не был беспорядочным порывом с последующими бесконтрольными тратами. По сути дела, это был первый общероссийский государственный оборонный займ. (Кстати, правительство Романова потом всё отдало. Сдавшие деньги на ополчение впоследствии получали существенные налоговые льготы – вплоть до полного освобождения от каких бы то ни было податей.) Функции государства – сбор денег, гарантии их сохранности и прозрачности трат – обеспечивает, по сути, один человек. Козьма Минин. Ведавший всеми – как мы бы сейчас сказали – внутриполитическими делами ополчения. Или, как его называли тогда, – выборный человек всея земли…»
Он не крал.
«На монетном дворе в Ярославле ополчение стало чеканить и свою монету. Деньги, ходившие у поляков в Кремле, были объявлены вне закона. Экономическая артподготовка увенчалась успехом. Голод стал первым оружием, которое повернули против оккупантов…»
Русские, к огорчению противника, воевали не по правилам и победили лучшего полководца Европы поляка Ходкевича. «Решающий бросок на Замоскворечье – и в Кремль – решено было снова осуществить не по правилам. Ночью. Но ночная атака потому и не практиковалась в армиях того времени, что означала не только практически полное поражение противника. Но и – гарантированную гибель нападавших. Три дворянские сотни, которые раненый Пожарский дал в подчинение Минину, ещё надо было уговорить подняться в атаку. Атаку, которая для большинства из них, скорее всего, стала бы последней». Что заставило дворян идти на верную смерть? Личный пример простолюдина Минина. И они победили…
«В 1616 году Козьмы Минина не стало… Пожарский переживёт своего единомышленника и друга почти на четверть века. Перед смертью князь принял иноческий сан с монашеским именем – Косма».
Надеемся, что интереснейшая, в высшей степени современная и своевременная работа Веры Кузьминой станет первой в ряду в будущем многочисленных художественных и публицистических телеисследований великой истории России.