Когда в самом начале лета демократ Барак Обама спихнул с предвыборной беговой дорожки госпожу Клинтон и фактически завладел мандатом кандидата в президенты США, многие американцы, исповедующие консервативные взгляды, кинулись отыскивать хоть что-то обнадёживающее и близкое им по духу в речах и посулах нового демократического лидера.
Нельзя сказать, что этой группе избирателей пришёлся по душе главный слоган предвыборной программы господина Обамы – «Перемены, в которые можно поверить». Вернее, данный посыл им совсем даже не понравился. Но из двух неприятностей – Маккейн и Обама – желательно было выбрать наименее неприятную.
В 1932 году, в самый разгар Великой американской депрессии, Франклин Делано Рузвельт, кандидат в президенты от демократической партии, объявил своим избирателям: «Я даю слово вам, и я даю слово самому себе, что американский народ пойдёт новым курсом». Сам народ от подобного заявления пришёл в восторг: словосочетание «новый курс» вселяло надежду, а произносивший их человек виделся Спасителем. И хотя сами по себе слова эти ровным счётом ничего не означали и были просто эффектным риторическим оборотом кандидата в президенты, написанным для него безымянным составителем его предвыборной речи, массмедиа обещание кандидата подхватили и разнесли по городам и весям страны и обеспечили Рузвельту победу на выборах. С тех пор без броских лозунгов-слоганов-девизов в США уже не обходятся ни одни выборы.
Барак Обама грубо зачеркнул один из главных лозунгов нынешней президентской гонки – «Америка вполне готова к первому президенту-женщине». Тем самым лишил самого себя голосов многих демократически настроенных сторонников Клинтон.
Конечно, проиграй он, упрёки сыпались бы с другой стороны. Ибо ровно с такой же активностью в США раскручивался лозунг, что страна «вполне готова к президенту афроамериканцу». Подобный расклад демократической партией был с самого начала заложен в основу внутрипартийного противостояния кандидатов. Из борьбы выбыла женщина.
И тогда кандидат от республиканской партии Джон Маккейн, здраво рассудивший, что «закон сохранения энергии» ещё никто не отменял, дождался, когда будет обнародовано имя потенциального демократического вице-президента, и, убедившись, что ничего экстраординарного Барак Обама не предложил, предъявил стране и миру никем заранее не угаданный козырь – кандидатуру своего напарника по будущей борьбе за Белый дом. Женщины. И какой козырь! Сара Пэйлин, действующий губернатор Аляски, оказалась даже моложе самого Обамы, который постоянно вынужден отбиваться от упрёков, что, мол, слишком молод и неопытен для будущего президента.
Сподвижница Маккейна – красавица (в 1984 году получила на конкурсе красоты титул «Мисс Аляска»), человек, не пасующий ни перед какими авторитетами и на всё имеющий своё собственное мнение. Вот только с опытом у неё совсем плохо. Неполных два года работает губернатором, а до этого два срока занимала должность мэра в городе Василла на Аляске. Отношение к абортам – нет! Она сама – многодетная мать, четыре месяца назад родившая пятого ребёнка. Война в Ираке – да! Отношение к России в свете последних событий – как у всех ведущих американских политиков.
После того, как она произнесла свою резкую речь на съезде, искусала в ней Обаму, республиканцы пришли в восторг: «Питбуль с помадой на губах!»
И всё же, как бы ни старался Джон Маккейн «омолодить» республиканский тандем «президент – вице-президент», даже на двоих с Сарой у них всё равно получается больше лет (116), чем у демократов – Барака Обамы и Джо Байдена (112).
Ещё недавно Джон Маккейн убеждал сограждан, что у Барака Обамы, мол, нет опыта в вопросах национальной безопасности и это влияет на его решения в данной сфере. «В прочих делах у него опыт есть, – подслащивал пилюлю республиканец, – но всё равно я гораздо более опытен». И добавлял: «Хотя с задачей по финансированию своей кампании он справился прекрасно».
Теперь уже вопрос внешней политики и национальной безопасности у демократов так остро стоять не будет. Что-что, а опыта Джо Байдену, напарнику Обамы, не занимать – 35 лет из прожитых 65 он провёл в сенате, нынче возглавляет там комитет по внешней политике и считается в этом вопросе большим специалистом. Он – фигура в стране известная, два раза делал попытки стать кандидатом в президенты от демократической партии, но неудачно.
После того как семидесятидвухлетний Джон Маккейн объявил о своём решении идти на выборы в паре с Сарой Пэйлин, особенно актуальной в средствах массовой информации стала тема «Вице-президент США – это потенциальный президент». По американским законам в случае смерти действующего президента или его неспособности (по каким-то причинам) исполнять свои обязанности главой государства становится вице-президент. Так что у женщин ещё остаётся шанс.