Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Краеведение – краеугольный камень»

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Книги издательства «Золотая аллея» (Калуга) часто становятся заметным событием в издательском мире. Об этом свидетельствуют, к примеру, диплом лауреата в номинации «Образ Родины» на II Всероссийском конкурсе региональной и краеведческой литературы «Малая родина» (2006), три диплома на I Всероссийском конкурсе краеведческой литературы «Наше культурное наследие» (2007), почётная грамота в номинации «Люди нашего края» на IV Всероссийском конкурсе «Малая Родина» в нынешнем году. Сегодня у нас в гостях директор издательства Владислав ТРЕФИЛОВ.

– Расскажите, пожалуйста, об истории издательства. 

– Наша история начинается в 1991 году. Тогда это была чистая самодеятельность. Книги случайных авторов, подготовленные наспех, в мягкой обложке, на какой попало бумаге, печатались в местных типографиях. Правда, и в таком виде на них был спрос. Некоторые выходили тиражами до 100 тысяч экземпляров. В 1993 году мы решились на издание «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина в трёх томах. И первый же том был признан Комитетом по печати РФ «Лучшим изданием недели». Мы почувствовали, что называется, вкус – к настоящей работе, хорошей книге. Потом последовала «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова, тоже в трёх томах, двухтомник В.А. Гиляровского... 

– «Золотая аллея» – издательство калужское. Как это отражается на тематике выпускаемых книг? 

– Калужский материал главенствовал на всех этапах работы. Но с 1997 года, когда мы поняли, что нельзя объять необъятное, сосредоточились исключительно на местной тематике. Сконцентрировались. Сгруппировались. И намеренно отказались от всего другого. Краеведение стало краеугольным камнем всей нашей работы, её духом и плотью. Поначалу для многих это было в диковинку, потом у нас появились последователи. И с большим удовлетворением узнал я в прошлом году от специалиста по комплектованию областной библиотеки, что интерес к изданиям по родному краю за эти годы вырос у читателей во много раз. 

– Ваши книги всегда хорошо оформлены. Легко ли обеспечивать такой уровень и как вы решаете финансовые проблемы? 

– Хорошая книга должна быть сделана достойно, иначе весь труд насмарку. Что касается финансовых проблем, то лучше всего их избегать. Изобретательность помогает решать их. Директор издательства должен быть способным воспроизвести на память тысячи стихотворных строк, но и он же должен считать в уме быстрее, чем бухгалтер на калькуляторе. Вот такая это работа: читать и считать – хотя бы на пальцах. А главное – не забывать, что всякая книга должна быть востребована. Иначе зачем ей быть? Без ошибок, конечно, не бывает, но работу над ошибками надо делать всегда.
 
– Как складывается издательский портфель художественной литературы? 

– Портфель у нас, собственно, один, и он не делится по разделам. Давно уже мы ничего не ищем, чтобы туда положить, – как говорится, всё уже есть. Всё возникает как бы из воздуха, из ниоткуда, как бы само по себе. Главное, не проглядеть, не проворонить. Если бы мы работали в Москве, я даже и не знаю, что бы мы делали. С одной стороны, просто глаза разбегаются – столько всего, а с другой стороны, глядь – уже всё и сделано. А нам куда проще: приметил что-нибудь не из общего ряда, и уже держишь сачок наготове. При небольших наших возможностях мы просто обречены на эксклюзив – в любом жанре. Сегодня случайная книга в портфель не попадёт. 

Иногда кажется, будто тебя кто-то ведёт, как это было, например, уже в этом году. И автора-то мы знаем едва-едва, и тема далека от калужской, но вот – ударили по рукам, и скоро книга яицкого казака Н. Корсунова «Лобное место» – о времени Емельяна Пугачёва и Екатерины II, о них самих, их ближнем круге – увидит свет. 

Нередко будущие книги мы создаём как бы по щучьему веленью, по моему хотенью. И оно является, то, чего ещё не было, естественным образом, обыденно, как будто было всегда, а мы здесь и ни при чём. И потом обычно все так и думают: да это же всегда и было… 

Сегодня нам снова тесно в пределах одной области. Мы уже выходим на новые рубежи. Но наши интересы и ценности по-прежнему находятся в сфере исторической, классической или просто классной прозы. Но не забываем и о поэзии: «она всегда жива». Десятитысячный тираж «Шедевров русской лирики» давно разошёлся по городам и весям России, а мы мечтаем о её новом, переработанном издании. И ещё мечта – собрать под одной обложкой стихи современников, которые уже работают как живые классики, а ведь столько классиков одновременно быть не может. Хотелось бы представить читателю этих поэтов и вступить с ними в живой диалог. 

– У вас выпускается немало книг оренбургских авторов. Почему? 

– Ну, это уж так получилось: где родился, сразу не пригодился, а пригодился потом. 27 лет живу я в Калуге, но многое в жизни по-прежнему связано с Оренбуржьем. Мы сделали немало книг для Оренбургской области, и по заказу, и по велению души и сердца. Один из партнёров на вопрос, почему он выбрал наше издательство, ответил просто: дешевле съездить в Калугу, чем в Оренбурге перейти улицу. 

Однажды меня обвинили в том, что я печатаю только своих друзей. Я счастлив, что у меня их так много – несколько сотен – и что многие из них божественно талантливы. Это же счастье – встретиться вновь с поэтичной, распростёртой в пространстве страницы русской речью Петра Краснова, щемяще-нежным словом, обращённым к ребятишкам, Владимира Одноралова, строгой, словно выточенной, поэзией Геннадия Хомутова. И я знаю, что об этой встрече мечтают многие ценители подлинной русской литературы, в том числе и столичные. 

– Как вы решаете проблемы книгораспространения? Кто ваши читатели? 

– Сегодня наши читатели знают, где найти эти книги. Они продаются во всех книжных магазинах, и мелких, и принадлежащих крупным книготорговым сетям. Бывает, тираж ещё только везут из типографии, а уже из магазина звонят, заказывают: от покупателей узнали, что книга вышла. Слух о новинке расходится мгновенно. Мы никогда никому ничего не навязываем. Если книга нужна, у неё уже есть ноги. Иными словами, мы её продаём, ещё когда делаем, а делаем, потому что уже знаем, кому она нужна. 

Так как издательство у нас всё-таки универсальное, наши читатели – это очень разные люди. Ведь даже у двух художественных альбомов одного только этого года – «Илларион Прянишников» и А. Чижевского «Как упоительно пространство» – трудно найти общий знаменатель. Я думаю, что наших читателей объединяют определённые качества ума, характера и души. Те именно качества, на которые эти книги и рассчитаны.

Беседу вёл Максим БУРДИН

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS