Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2016 г.
Искусство

Крамольников был неправ

08 июня 2016

В Мраморном дворце Кировского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых прошла первая персональная выставка 35-летнего вятского живописца, графика, художника, работающего в области иллюстрации и экспериментальной скульптуры, члена Союза художников России Максима Наумова. Она посвящена 190-летию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Более 50 графических и живописных иллюстраций исполнены ровно с той долей иронии, что позволяет ощутить дух острого критического произведения великого сатирика.


В биографии автора «Истории одного города» много провинциальных городов, где он жил и работал: Тула, Тверь, Пенза, Рязань… Провинцию Салтыков-Щедрин знал не понаслышке. Сосланный в Вятку за вольнодумие в 22 года, он прожил в ней около восьми лет. Чиновник, старший чиновник по особым поручениям при губернаторе, советник хозяйственного отделения губернского правления Михаил Евграфович Салтыков во время следствий и командировок вёл наблюдения и собирал информацию не только для текущих дел, но и для своих будущих произведений.
14-05-2016.jpg

Приступая к работе с великим литературным произведением, Максим Наумов кропотливо и вдумчиво изучил и само произведение, и исторические документы, и литературоведческие тексты. Хорошо зная, что для романа писатель использовал конкретные прототипы исторических деятелей, а для образа города Глупова опирался на впечатления от всех провинциальных городов, в которых он жил и работал, вятский художник смело решил поместить происходящее только в Вятку. Пейзажи, архитектурные достопримечательности и соборы города, который «на семи горах построен», стали не только декорациями, но и «говорящим» фоном на каждой из картин.

Выставка стала продолжением целого культурно-просветительского проекта «Салтыкиада». В июле 2015 года Максим Наумов подарил Кировскому дому-музею М.Е. Салтыкова-Щедрина скульптуру писателя-сатирика, уменьшенная копия которой стала статуэткой-символом Общероссийской литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и с этого года будет вручаться её лауреатам. Много кировчан собралось у здания Присутственных мест, где в середине XIX века в Вятском губернском правлении работал чиновником ссыльный Михаил Салтыков. Именно на этом здании торжественно открыли бюст писателя и мемориальную доску.

По словам автора проекта, его главная цель – привлечь внимание современного читателя к творчеству классика и к русской литературе в целом. Выбирая своих прототипов для изображения щедринских героев, а не только тех, на которых указывают литературоведы, Наумов удивляет, смущает, восхищает, возмущает посетителей выставки и провоцирует их, буквально заставляет снова перечитать роман.

По предложению Вятского художественного музея всё лето выставка будет «передвигаться» по малым городам Вятской земли. А в начале осени Кировский областной краеведческий музей планирует показать «Салтыкиаду» в Твери и Нижнем Новгороде.

14-04-2016.jpg

К персональной выставке «Салтыкиада» выпущен мульти­формационный альбом, отразивший все художественные составляющие проекта с сопровождающим пояснительным текстом доктора искусствоведения, профессора кафедры технологии и дизайна Вятского государственного университета Натальи Кривошеиной.

Измученный непониманием современников, в том числе и коллег-литераторов, Салтыков-Щедрин в одном из своих последних рассказов устами героя Крамольникова, который «взглянул мимоходом на лежащую на письменном столе начатую литературную работу…», восклицает «Не нужно! Не нужно! Не нужно!» Через полтора века молодой вятский художник Максим Наумов и его сподвижники по проекту «Салтыкиада» утверждают: «Нужно! Нужно! Нужно!»

Марина КАРПОВА

Тэги: Живопись
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • Передвижники в Твери

    17.05.2022
  • Разнообразие и красота

    06.01.2022
  • Художники космической стихии

    09.11.2021
  • История с белыми пятнами

    18.08.2021
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
  • Разоблачение века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS